= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации = Введение = Референция в языке и тексте = Смысл и концепт в аспекте системной организации = Концептуальные основы учения о самоорганизации = Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности = Литература. Научные работы = Художественная литература < Концептуальные основы учения о самоорганизации < Проблемные поля синергетики < Свойства смысла и концепта в терминах теории самоорганизации < К вопросу о принципах развития системы смысла < Механизмы формирования смысла и механизмы памяти < Литературный протокол умирания как самоорганизующаяся система смысла

Воспоминание оказывается сход - Концептуальные основы учения о самоорганизации - Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Механизмы формирования смысла и механизмы памяти


Воспоминание оказывается сходным с художественным описанием объекта, с представлением его в художественном творчестве. С одной стороны, инициируется рефлексия, изменение образа объекта, с другой стороны, происходит диссоциация актуальных связей образа, объект идентифицируется как уже известный. Различие отдельных вариантов объекта не препятствует опознанию общего инварианта - концептуальной структуры, лежащей в основе частных реализаций. Соответственно объект восприятия и объект воспоминания опознаются как идентичные при всей вариативности обоих благодаря общности их образ-схемы:


"Удивительная тождественность может эмоционально переживаться даже тогда, когда два описания одной и той же вещи отличаются в каждом чувственном элементе, как это имеет место в метафорах, в мифах, в самом моем теле и в разуме <…>. В подобных случаях витальная реакция, глубокая переадаптация психеи на два явления - одна и та же. Поэтому я чувствую, что вещь, появляющаяся в двух образах, является одной и той же, что одно на самом деле есть другое, какими бы различными ни были две совокупности символов" (Сантаяна 2001, 210).


Процесс развертки образа в воспоминании, как и в художественном творчестве, существенно превосходит процесс осознания и диссоциации, и сам акт воспоминания в результате предстает как творческий процесс, далеко выходящий за рамки редупликации. Основную роль в этом процессе играет воображение. Воспоминание о своем прошлом повседневном опыте сближается с художественным творчеством. Воспоминание, как и система смысла художественного произведения, характеризуется аутопойэзисным состоянием, т.е. способностью к воспроизведению элементов в процессе своей реализации. Как следствие, объект воспоминания, отличный от исходного объекта, данного в восприятии, предстает более соответственным действительности, более истинным.





Категория "гендер" в изучении истории русской литературы | Определение референции | Юридизация естественного русского языка как фундаментальная проблема юридической лингвистики | Программа конференции | Жанр извинения в русской речи | Система смысла как междисциплинарный объект | Подходы к изучению интертекста | Легитимация гендерного подхода в дисциплинах философского цикла | Литература. Научные работы | Образ современного русского телезрителя по данным обращенных к нему текстов | Русский язык как средство международного общения | Стилистическая система русского языка - 1 | Особенности формирования лексики русского компьютерного жаргона | Референция художественного текста | Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации | Терминологический спектр стилистики художественной литературы | Проблемы становления и развития женского движения в Германии в XIX в.





0.029 секунд RW2