Анри Бергсон рассматривает опыт в связи с проблемой памяти. Бергсон, с одной стороны, опираясь на принцип трансцендентализма, создает концепцию чистого опыта, а с другой - привлекает для доказательства конкретные психологические факты. В "Matiere et memoire: Essai sur la relation du corps a l'esprit (Matter and Memory)" (1896) Бергсон определяет деятельность мозга как преобразование полученных раздражений в соответствующие движения. Восприятия рождаются в результате динамических взаимодействий и предполагают наличие памяти о прежнем опыте. Бергсон вслед за Плотином и Кантом, различавшими два вида памяти - интеллектуальную и механическую, выделяет память самопроизвольную, или собственно память, и память механическую, память-привычку. Первая память, созерцательная, улавливающая только частное, регистрирует все события нашей ежедневной жизни в виде образов-воспоминаний, вторая - моторная, автоматическая, сообщающая действию обобщенность и надындивидуальный характер, сохраняет из прошлого разумно координированные движения в строгом порядке их выполнения; первая память воображает, вторая - повторяет. Как считает Бергсон, во время узнавания тело автоматически принимает то определенное положение или установку, посредством которой можно было бы осуществить селекцию наших воспоминаний. Впрочем, несмотря на то, что в основе восприятия и воспоминания, опирающегося, с одной стороны, на чистую память, с другой стороны, на память механическую, лежат разные нервные элементы, воспоминание по мере того, как оно становится более ярким и сильным, имеет тенденцию превращаться в восприятие. Таким образом, три различных элемента памяти - чистое воспоминание, воспоминание-образ и восприятие, - по Бергсону, в действительности существуют не изолированно, но во взаимодействии друг с другом. Очерчивая сферу действия каждого из элементов и отмечая, что тот, кто отказался бы пользоваться образной памятью, "непрестанно разыгрывал бы свое существование, не имея возможности по-настоящему его представить" (Бергсон 1992, 258), Бергсон, однако, далек от того, чтобы связывать как моторную, так и созерцательную память с игрой или театральным искусством. Более того, противопоставление восприятия и памяти, настоящего и прошлого, он выстраивает как противопоставление действия и созерцания (отсутствия действия). Впрочем, Бергсон признает, что для появления воспоминания в сознании "необходимо, чтобы оно спустилось с высот чистой памяти - к той строго определенной точке, где совершается действие", так как "именно от сенсомоторных элементов наличного действия воспоминание заимствует дающее жизнь тепло" (там же, 256). Исходя из различения двух видов памяти, Бергсон различает и два вида воспоминаний: автоматическое, основанное на механической памяти узнавание предметов и узнавание внимательное, требующее участия воспоминаний-образов. Первое имеет в своей основе объектность, второе - субъектность: "Узнавание наличного предмета совершается посредством движений, когда оно исходит от объекта, и посредством представлений, когда оно исходит от субъекта" (там же, 205). Хотя и не до конца осознанно, Бергсон, таким образом, все же связывает воспоминание с идеей интерактивности.