Если Бергсон различает два вида памяти, то Сантаяна различает два вида знания: память - знание о прошлом опыте психеи - и разум или интеллект - концептуальное знание о вещи или событии. Говоря о памяти как об опыте прошлого, Сантаяна имеет в виду в первую очередь то, что у Бергсона получило название образов-воспоминаний, хотя его интерпретация этого понятия иная. Непременным условием наличия памяти Сантаяна ставит то, что Бергсон отмечает как идеальную реализацию воспоминания, а именно: сосуществование чистого воспоминания, воспоминания-образа и восприятия. По Сантаяне, сила воспоминания заключается не в повторении (механической памяти), тем более, не в точном повторении, которое исключает совершенную память, и не в полноте образа прошлого (созерцательной памяти). Сила воспоминания - в проекции сущности на определенную точку отношений в прошлом, в одновременном установлении тождества и различия субъектно-объектного единства двух моментов опыта - прошлого и настоящего. Представляя собой внутренний объект, воспоминание образует конечный продукт деятельности мышления, направленный на постижение объекта внешнего мира, восприятие которого состоялось в прошлом. Воспоминание в результате связывает субъекта с внешним миром, с реальностью, так как, являясь интенциональным обобщением формы объекта, способно направлять акт мышления на соответствующие предметы и явления внешнего мира.
Субъект в процессе воспоминания осознает свою я-объектность, но переход к я-объектности осуществляется не столько в пространстве, сколько во времени. Именно память, с одной стороны, образует рамку "здесь" и "теперь", в которую вкладывается картинка прошлого, т.е. устанавливает временной разрыв; с другой стороны, память создает и синхронизирует субъектно-объектное единство, характерное для ситуации восприятия. Память осуществляет селекцию как пространственную (выхватывая, как и восприятие, часть прагматического контекста ситуации и тем самым разграничивая передний и задний план), так и временную (создавая передний и задний план временной последовательности). По Бергсону, "субъект и объект соединяются в экстенсивном восприятии, так как субъективный аспект восприятия состоит в сжатии, совершаемом памятью, а объективная реальность материи сводится к многочисленным и последовательным возбуждениям, на которые это восприятие внутренне разлагается" (Бергсон 1992, 201).