Открытость системы означает, что система обменивается информацией с окружающей средой. Обмен обеспечивается источниками системы, которые распределены по всей ее поверхности. В семиотическом пространстве культуры признаком открытости обладает смысл художественного текста. Система смысла художественного текста изменяется в диахронии, постоянно привлекая все новые элементы культурной среды, все новые художественные коды к интерпретации текста. Тем самым смысл текста пополняется новыми синхроничными элементами, а семиотическая среда - актуальными кодами восприятия. Открытость системы смысла является главным свойством культуры и языка и проявляется, например, в авторском приеме, известном в семиотике как текст в тексте: "обломок текста, вырванный из своих естественных смысловых связей, механически вносится в другое смысловое пространство. Здесь он может выполнить целый ряд функций: играть роль смыслового катализатора, менять характер основного смысла остаться незамеченным и т.д. ... "Текст в тексте" - это специфическое риторическое построение в закодированности разных частей текста, делается выявленным фактором авторского построения и читательского восприятия текста. Переключение из одной системы семиотического осознания текста в другую на каком-то внутреннем структурном рубеже составляет в этом случае основу генерирования смысла" (Лотман 1992, 111). Каждую точку открытой системы смысла можно рассматривать как отдельный "организм", способный к саморазвитию. Используя внешнюю семиотическую среду в диахронии, привлекая все новые коды восприятия и трансформируя структуру концептов-интерпретаторов, система смысла сама воссоздает и развивает свою концептуальную структуру. Таким образом, открытость создает условия для самоорганизации, но сама по себе недостаточна, чтобы инициировать процесс самоорганизации.