|
|
1. Город должен быть возрожден как экономический, политический и культурный посредник между Европой и Россией, вернуть себе статус подлинной Северной столицы, в противоположность "купеческой" Москве. Для этого необходим архитектор (политик), рисующий чертежи здания нового Петербурга;
2. Город должен быть восстановлен как крупный областной центр с развитой промышленностью и портом, подчиненный Москве, с правами второго по величине города России. Для этого нужен хозяйственник, строитель, который будет поддерживать в порядке и чистоте наш общий город-дом.
В жестком отборе альтернативных мод (доминирующих концептуальных структур), который мы наблюдаем в предвыборном тексте проявляется свойство "пороговой чувствительности" к флуктуациям на микроуровне - "ниже порога все уменьшается, стирается, забывается не оставляет никаких следов в природе, науке, культуре, а выше порога, наоборот, все многократно возрастает" (Князева, Курдюмов 1994, 23). Однако в пороговых точках для нелинейных систем возможен не любой путь эволюции, а некоторый спектр этих путей, или "квантовый эффект", т.е. дискретность путей развития. В пространстве смысла культуры становление и бытие системы смысла предвыборного текста не имеет перспективы в диахронии, поскольку, сложные механизмы формирования смысла подчинены сиюминутной цели воздействия на общественное мнение, мотивации выбора, часто являются сознательным актом насилия со стороны доминирующих социальных групп, извлекающих преимущества из "языкового превосходства" (практического использования суггестивных и прагматических элементов языка) предвыборных технологий (Рикер 1996). Напротив, подлинные художественные произведения оказываются "выше порога", составляют целостные жизнеспособные элементы культурной среды, поскольку исходят из непредсказуемого аутопойэтического поиска, привносят в культуру и язык новые этические и эстетические аттракторы. Работая над романом "Идиот", Достоевский пишет Майкову: "Идея эта - изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно. Идея эта и прежде мелькала в некотором художественном образе, но ведь только в некотором, а надобен полный. Только отчаянное положение мое принудило меня взять эту невыношенную мысль. Рискнул как на рулетке: "Может быть под пером разовьется"" (Достоевский 1974, Т.28, 241).