|
|
Существенным параметром, описывающим развитие систем являются LS и HS режимы. Если рассеивающий фактор сильнее фактора, создающего неоднородности в системе, то мы имеем дело с HS-режимом, в котором все малые флуктуации стираются, стираются и тем самым не могут выйти на макроуровень. Если же фактор обусловливающий неоднородность в системе оказывается сильнее диссипативного фактора малые флуктуации имеют шанс прорваться на макроуровень и система функционирует в LS-режиме. Сложное поведение характеризуется "способностью осуществлять переходы между различными режимами. Иначе говоря, понятие сложности относится к таким системам, в которых наблюдаемое поведение в значимой мере связано с их эволюцией, т.е. предысторией" (Николис, Пригожин 1990, 48). Система смысла художественного текста обладает способностью к переключению описанных режимов в процессах свертки или развертки концептуальных структур, сопровождающихся усилением или, напротив, ослаблением смысловой концентрации. На лингвистическом уровне признаком формирования концептуальных структур служит концентрация трансформированных языковых элементов (метафорически использованных слов, трансформированных стилистических конструкций, нагнетание тех или иных грамматических элементов), функциональной полисемии языковых средств, "концентрации образов" и т.п." (Одинцов 1980, 107) Доминирующие концептуальные структуры манифестируются в ключевых или тематических словах, фразеологических доминантах (Проскуряков 1996), а также в "смысловых вехах" (Соколов 1968) - словах, "на основе которых происходит актуализация того фрагмента знания, который необходим для осмысления последовательности слов, в контексте которых они находятся" (Новиков 1983, 58). Смысловая концентрация создается и за счет того, что концепт манифестируется факультативными элементами текста: композицией, синтаксическими структурами. Переключение LS и HS режимов определяет деятельность сознания при восприятии смысла текста, например, на лексическом уровне - в словах, "которые так или иначе останавливают внимание нашего читателя при чтении текста и вызывают повышенное напряжение в его ассоциативно-вербальной сети, требуя активизации ее творческого потенциала ... эта степень напряженности и соответственно усилий, которые необходимо сделать читателю для понимания, весьма неравномерны" (Караулов 1992, 30).