|
|
Изучение смысла как динамичного, непрерывной меняющегося объекта отвечает принципу постмодернистской чувствительности [11], познавательной модели и особому стилю современного научного мышления, специфика которого отражена в словах И. Р. Пригожина: "человеческое общество представляет собой необычайно сложную систему ... столь сложные системы обладают высокой чувствительностью по отношению к флуктуациям. Это вселяет в нас одновременно надежду и тревогу. Надежду на то, что даже малые флуктуации могут усиливаться и изменять всю структуру (что означает, в частности, что индивидуальная активность вовсе не обречена на бессмысленность). Тревогу потому, что наш мир, по-видимому, навсегда лишился стабильных непреходящих законов" (Пригожин, Стенгерс 1986a, 383).
Точки бифуркаций определяются диалектикой положительной (эволюционной) и отрицательной обратных связей в системе. Отрицательная обратная связь оказывает стабилизирующее воздействие на систему, заставляет ее вернуться к состоянию равновесия, а положительная - разрушает, раскачивает систему, провоцируя ее покинуть состояние равновесия. Положительная обратная связь рассматривается или как ненужный шум, помеха нарушающая передачу информации (в кибернетике), или как базовый механизм эволюции, что свойственно синергетическому подходу. Традиционный подход к языку как набору единиц и правил пользования этими единицами тяготеет более к кибернетической познавательной модели, что часто сопряжено с редукцией, игнорированием элементов системы, выходящих за рамки сложившейся нормы или модели. Это касается и исследования системы смысла текста, развивающейся в диалектике субъект-объектных отношений и противоречит признаку процессуальности текста, поскольку "высказывание или текст есть процесс решения (неречевой) задачи и лишь вторично - продукт или результат такого решения. Язык как система есть система средств, используемых при решении этой задачи" (Леонтьев 1979, 26). Одновременно с понятой, рационализированной информацией при чтении текста всегда остается "непереведенный" остаток, сверхинформация. Следуя кибернетической модели, Ю.М. Лотман также отмечает внесистемные элементы или "шумовые" явления в тексте - все, что гасит художественную информацию, препятствует ее восприятию. С точки зрения теории информации смысловую множественность художественного текста можно отнести и к шумовым эффектам, затрудняющим процесс восприятия информации, но с другой стороны очевидно, что именно положительные обратные связи инициируют механизмы творческого осмысления текста, ведут к индивидуации усвоенного смысла. В значительной мере эффект художественности, немыслимый вне сопереживания осмысляемому содержанию, достигается благодаря действию положительных обратных связей, которые обеспечивают вход в пространство содержания [12].