= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации = Введение = Референция в языке и тексте = Смысл и концепт в аспекте системной организации = Концептуальные основы учения о самоорганизации = Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности = Литература. Научные работы = Художественная литература

Наиболее перспективным для ан - Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Введение


Наиболее перспективным для анализа концептуальной структуры текста представляется определение концепта как цикла понятия, предполагающего процесс - наполнение содержания понятия "знанием о сущности" и его результат - объем понятия. Таким образом, концепт предстает как напряженная, энергийная конвенция объема и содержания понятия. В динамическом понимании смысла под концептуальной структурой подразумевается локализованный, застывший в определенных фрагментах культурной и языковой среды (константах) процесс формирования концепта. Процесс и структура отличаются разными темпами развития: структура - это замедленный процесс. Структура динамична, а процесс структурирован. Оппозиция процесс-структура существует лишь в онтологической целесообразности исследования "результатов явления в терминах непроцедурной характеристики или же в терминах процедурной характеристики связанных с ним процессов" (Winograd 1983, 151). Таким образом, предлагаемое определение не находится в противоречии с определением концепта как лишь содержания понятия, остающегося целесообразным в рамках системного подхода.


Избранный комплексный подход к анализу концептуальной структуры текста отвечает общей тенденции к интеграции гуманитарного знания и не является механическим объединением подходов когнитивной лингвистики и лингвистики текста. Концептуальная структура текста эксплицируется на лексическом, лексико-фразеологическом и композиционно-тематическом уровнях текста. При этом когнитивный, тезаурусный уровень в структуре языковой личности обнаруживается в тематизации текста, в обозначении определенных предметных областей как фрагментов опыта, хранимых в долговременной памяти и актуализируемых в речевом акте с опорой на ключевые слова текста (Сулименко 1996, 10). Таким образом, исследование концептуальной структуры текста предстает как встречное движение от концепта к ключевому слову и от слова и фразеологизма в сложной системе смысла текста к концепту как элементу тезауруса человека (Трипольская 1995). Когнитивный аспект концептуального анализа текста предполагает выявление понятий, идей, концептов, из которых складывается картина мира, отражающая иерархию ценностей (Караулов 1989, 35). При этом ментальные проекции концептуальной структуры текста организуют сложное и многомерное пространство интерпретации: "Единицы когнитивного уровня разнородны, как анизотропным является само когнитивное пространство: среди них могут быть и научные понятия, и просто слова, приобретшие статус обобщения, символы, за которыми скрывается целая область знаний, и образы, картины и "осколки" фраз" (Караулов 1987, 172).





Стилистическая система русского языка - 1 | К вопросу о функциональностилистическом статусе судебной речи | Жанр извинения в русской речи | Английский в сетях русского: интерференция в компьютерном жаргоне | О языке прессы в переломные времена | Народно-литературные афоризмы как особый жанр современной русской речи | Женская Учительская школа Максимовича - | Русский язык как средство международного общения | Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности | Наименования женщин по профессии в современном немецком языке | Стилистика XXI века | Проблемы становления и развития женского движения в Германии в XIX в. | Тезисы выступлений - 2 | Интер­текстуальность и массовая коммуникация | Референция в языке и тексте | Смысл в диалектике субъект-объектных отношений | Категория "гендер" в изучении истории русской литературы





0.322 секунд RW2