Пишем тексты для сайтов
Получать новости:
От кого: 
Тема: 


= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации = Введение = Референция в языке и тексте = Смысл и концепт в аспекте системной организации = Концептуальные основы учения о самоорганизации = Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности = Литература. Научные работы = Художественная литература < Смысл и концепт в аспекте системной организации < Система смысла как междисциплинарный объект < Двойственная природа концепта < Смысл в диалектике субъект-объектных отношений < Топологическая модель системы смысла < Архетипическое и интертекстуальное в модели системы смысла

Современное философское знани - Смысл и концепт в аспекте системной организации - Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Двойственная природа концепта


Современное философское знание также постулирует бистабильность и даже мультистабильность концептуальных структур: "В концепте всегда есть составляющие, которыми он и определяется. Следовательно, в нем имеется шифр. Концепт - это множественность, хотя не всякая множественность концептуальна. Не бывает концепта с одной лишь составляющей … Всякий концепт является как минимум двойственным, тройственным и т.д." (Делез, Гваттари 1998, 26). Структура познавательных и художественных концептов определяется доминирующими в данных темпомирах (временных планах) познавательными моделями, которые могут быть разными для писателя и читателя, интерпретирующего текст. В основном познавательные модели заимствуются культурой из научного знания и, напротив, наука черпает новые перспективы познания в метафорах культуры. Поэтому познавательные и художественные концепты синкретичны [5], хотя более архаические отношения предполагают первичность культуры: химия выросла из алхимии, астрономия из астрологии, а древнейшая математика тесно связана с религиозно-мистической картиной мира. Косвенным подтверждением этого тезиса служат и этнологические выводы К. Леви-Брюля о дологических формах мышления, бытующих в примитивных культурах (Леви-Брюль 1980).


Связи в структуре художественного концепта основаны на метафоре. Художественный текст характеризует объект описания полнее, чем, например, научное повествование, поскольку система смысла художественного произведения формируется из структур познавательных и художественных концептов. В пространстве науки и культуры познавательные концепты представляют собой взаимообусловленные процессы формирования смысла, зафиксированные в познавательных моделях. Впрочем, по справедливому замечанию Н.О. Кустовой, "неправомерно уподобление собственно мышления (мышления творческого - особенно !) процессам логического оперирования по условным правилам (...) отсутствие навыков логического оперирования отнюдь не исключает способность к творчеству, но значительно затрудняет передачу и ассимиляцию новых идей" (Кустова 1997, 116).






Гендерные методы в преподавании | Язык русского фольклора: опыт интерпретации | Слово и дело | О риторической структуре текстов малого жанра | Лексикостилистические процессы в языке литературы пореформенной России | Введение | Программа конференции | Подходы к изучению интертекста | Народно-литературные афоризмы как особый жанр современной русской речи | Рассказывание анекдота как русский лингвоспецифичный речевой жанр | Естественная письменная русская речь: проблемы изучения | Интертекст и тропы | Рекомендации для организаторов учебных программ по женским и гендерным исследованиям | Литературный протокол умирания как самоорганизующаяся система смысла | Об эволюции в системе жанров современной русской газеты | Функции интертекста | Концепция народа и ее составляющие





0.031 секунд RW2