|
|
В качестве примера рассмотрим, концепт машина, который является одной из доминант для познавательной модели XIIIV-XIX столетий. Это означает, что другие концепты, такие как человек, природа, любовь приобретают в этот период сходную структуру, или, другими словами, рассматриваются через призму доминирующего концепта-интерпретатора. Поскольку научное знание XIX века уделяет большее внимание "изучению процессов возникновения новых структурных элементов, увеличения сложности" (Пригожин, Стенгерс 1986a, 53), в этот период начинает рассматриваться как сложное структурное целое и сам человек. В формировании познавательной модели усилия науки, культуры и искусства синкретичны, что, в частности, выражается в большей, чем обычно принято считать, близости систем смысла научного и художественного текста. Так в начале XIIIV века в своей "Монадологии" Г. В. Лейбниц пишет:
"64 … Машина, сооруженная искусством человека, не есть машина в каждой своей части: например, зубец латунного колеса состоит из частей, или кусков, которые … не имеют ничего, что показывало бы в них машину в отношении к употреблению, к какому колесо было предназначено. Но машины в природе, то есть живые тела, и в своих наималейших частях до бесконечности продолжают быть машинами (…) 66. Отсюда мы видим, что в наименьшей части материи существует целый мир творений, живых существ, энтелехий, душ (…)
67. И всякую часть материи можно представить наподобие сада, полного растений, и пруда, полного рыб. Но каждая ветвь растения, каждый член животного, каждая капля его соков есть опять такой же сад и такой же пруд" (Лейбниц 1982, 424-425).