|
|
Более быстрые процессы изменения системы смысла протекают в авторских художественных, научных и публицистических текстах. По мысли Ницше, художник или философ не сможет создать ничего нового и не сможет ничего познать с помощью концептов, если сначала не сотворит их заново. К исследованию смысла как творческого акта понимания, познания и мышления восходит целый исторический пласт научного знания: первичность платоновских идей как вечных прообразов познания, пролепсис стоиков как некоторое предрасположение познания к определенным идеям, "путеводные образы" Данте, "вневременные мифологические схемы жизни" Т. Манна, архетипы К. Г. Юнга, структуры бытия Гейзенберга и т.д. Основной онтологической сложностью исследования смысла сегодня, как и столетия назад, является динамичность смысла, сочетание признаков системности и стихийности или гибкой структурности концептов.
Концепт - "мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода" (Аскольдов-Алексеев 1928, 31). Соответственно, усвоить некий смысл - "значит построить некоторую структуру из имеющихся концептов в качестве интерпретаторов или анализаторов рассматриваемого концепта" (Павиленис 1983, 102). Структура концепта определяется возможностями средств, манифестирующих концепт: понятия в сфере науки, образа в сфере искусства и в деятельностном аспекте в обыденной жизни (Карасик 1996, 6). Представление о концепте как о заместителе реальных предметов, некоторых сторон предмета или реальных действий обосновано в 1928 г. С.А. Аскольдовым. В современной когнитивно-психологической модели эту идею развивает Д.С. Лихачев, подразумевая под концептом мысленное образование, которое в индивидуальном или коллективном сознании носителя языка замещает значение слова, и при этом, - "оставляет возможность для сотворчества, домысливания, "дофантазирования" и эмоциональной ауры слова" (Лихачев 1993, 5). Таким образом, концепт охватывает все содержание слова вплоть до субъективных и ошибочных толкований. В рамках культуры существуют индивидуальные и коллективные концептосферы. В различных хронотопах, "каждый концепт в данный момент времени может быть расшифрован в зависимости от контекста или культурного опыта концептоносителя" (там же, 5).