|
|
Динамику системы смысла слова мы наблюдаем в виде медленно развивающихся процессов в языковой и культурной среде. Источники системы смысла в языке локализуют во внутренней форме слова. При этом предпочтение отдается культурно-историческому или этимологическому подходу. Система смысла слова включает в сжатой синтезированной форме историю концепта в качестве "доминирующей линии" (Степанов 1997), предзаданной и предсказуемой цели эволюции, к которой концептуальная структура (константа) неизменно возвращается в процессе свертки и развертки внутренней формы слова. Таким образом, динамика внутренней формы слова - это движение внутри постоянных параметров, источник которого В. В. Колесов видит в семантическом синкретизме значений корня. При этом отмечается ряд функциональных свойств, присущих проявлению концепта в слове: постоянство существования, т.е. развитие семантики слова с развертыванием внутренней формы до логического предела (символ, миф); художественная образность, т.е. сохранение постоянной связи с производными по однозначному корню; сохранение семантического синкретизма значений корня как семантический инвариант всей словообразовательной модели; встроенность в систему идеальных компонентов данной культуры; общеобязательность для всех, сознающих свою принадлежность к данной культуре (Колесов 1995, 15-16). При подобном эсхатологическом (?!) подходе будущее всей системы смысла, цель ее эволюции находится в прошлом, в слове, которое было в начале. Дидактическую и социальную роль этого подхода трудно переоценить, поскольку он направлен против фактора естественной энтропии в культуре и языке, обращен к реабилитации культурных ценностей. Вместе с тем, "мир смыслов ... должен быть погружен в трагизм" (Налимов 1989, 205). Трагизм современного состояния культуры и языка в том, что далеко не все константы востребованы, могут организовывать динамичную систему смысла, эволюционирующую к функциональному аттрактору [1], направленную к цели оптимальной передачи знаний в условиях социального взаимодействия. Невозможно передать знания, если у адресата нет потребности их получить. Это не значит, что константы эволюционируют к иной цели или превратились в археологические памятники, но, вероятно, период их изменения более длителен и момент обострения отнесен в будущее - они живут в медленном темпомире, продолжая оставаться ядром культуры и языка. В отсутствие писателя, творящего концепты, лингвист берет на себя роль их хранителя, - "Знахарка, шепчущая заговоры или наговоры, точный смысл которых она не понимает, или священнослужитель, произносящий молитвы, в которых иное и самому ему не ясно ... тем самым устанавливается и наличность соответствующей интенции, - намерения произнести их ... остальное пойдет уже само собой, в силу того, что самое слово уже есть живой организм, имеющий свою структуру и свои энергии" (Флоренский 1990, Т.1, 273).