Резюмируя вышесказанное, следует заметить, что использование гендерного подхода в изучении истории русской литературы XIX века не только выявляет механизмы маргинализации женского творчества, но формирует новую систему координат и дает основания для того, чтобы отказаться от рассмотрения женского творчества с точки зрения традиционных, заданных "мужским" литературным каноном критериев. Изменение же отношения к женскому творчеству может стать одним из факторов нового осмысления историко-литературного процесса в целом.
Примечания
Савкина Ирина. Кто и как пишет историю русской женской литературы // Новое литературное обозрение. 1997. №24; Шоре Элизабет. Феминистское литературоведение на пороге XXI века. К постановке проблемы (на материале русской литературы XIX века) // Литературоведение на пороге ХХI века. Материалы международной научной конференции (МГУ, май 1997). М., 1998.
Подробнее см.: Строганова Е.Н. "Она не удостоивает быть умной" ("Война и мир" в гендерном прочтении). В печати.
См.: Хайдебранд фон Ренате, Винко Симоне. Работа с литературным каноном: Проблема гендерной дифференциации при восприятии и оценке литературного произведения (русский перевод). В печати.
Старчевский А.В. Роман одной забытой романистки // Исторический вестник. 1886. №8. С.203-234, №9. С.509-531.
Чуковский К. Панаева и Некрасов // Панаева А. Семейство Тальниковых. Л., 1927. С.66.