= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Конференции = Стилистическая система русского языка - 1 = Стилистическая система русского языка - 2 = Стилистическая система русского языка - 3 = Гендерные методы в преподавании < Стилистическая система русского языка - 2 < О языке прессы в переломные времена < Слово и дело < Лексикостилистические процессы в языке литературы пореформенной России < Тенденции развития средств современной русской публицистики < Русский язык как средство международного общения < Естественная письменная русская речь: проблемы изучения < Образ современного русского телезрителя по данным обращенных к нему текстов < О риторической структуре текстов малого жанра < Можно ли говорить о мемуарном жанре? < Социальное и профессиональное в речи "новых русских" < Синтаксис и политика: о неполных и эллиптических предложениях < Телеинтервью в дискурсе экзистенциальных ценностей

Стилистическая система русского языка - 2 - Конференции - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Социальное и профессиональное в речи "новых русских"

Т. А. Милёхина


Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского


социальнопрофессиональная группа, лексическое своеобразие, новая русская ментальность


Summary. The report considers two factors which determine the specificity of New Russians oral speech. Professional factor is regarded as dominating and stipulates the specific features of new Russian mentality which is materialized in speech.


1. Новая социальнопрофессиональная группа и ее восприятие в современном общественном сознании. Отсутствие четких характеристик и общепринятого официального наименования. Дифференциация номинаций "бизнесмен", "предприниматель", "новый русский". Общность социальных параметров - высокий уровень доходов, однотипность образа жизни, особая мораль и психология. Извлечение личной прибыли как новый для России фактор, объединяющий профессионально гетерогенную социальную группу.


2. Неоднородность состава новой социальнопрофессиональной группы.


Зависимость речевых характеристик от таких социальных факторов, как образование, возраст, пол, условия общения, сфера деятельности. Определяющая значимость образовательного ценза для нормированности речи, отбора и функционирования стилистически маркированных лексических единиц.


3. Лексическое своеобразие речи "новых русских". Профессиональный жаргон как основное средство вербализации новых профессиональных условий деятельности. Систематизация профессионально- жаргонной лексики по структуре, происхождению, степени распространенности, уровню вхождения в литературный язык. Переосмысление лексических значений литературных слов как наиболее распространенный тип создания новой профессиональножаргонной единицы. Активность группы глаголов с семантическим компонентом "причинение физического или морального ущерба человеку".


4. Общие принципы семантической организации речевого пространства новой социальнопрофессиональной группы. Актуализация темы опасности в деловом и семейном дискурсах. Изменение речевых особенностей в связи с изменением профессионального и социального статусов. Формирование "новой русской ментальности" и ее отражение в речи.





Терминологический спектр стилистики художественной литературы | Русский язык как средство международного общения | Частицы как показатель специфики внутринациональных речевых культур | Из фондов научной библиотеки ТвГУ: | Слово и дело | Национальная идентичность в аспекте отношений метрополии и диаспоры | Лексикостилистические процессы в языке литературы пореформенной России | Свойства смысла и концепта в терминах теории самоорганизации | Гендерные методы в преподавании | Некоторые проблемы преподавания истории с позиции гендерного подхода | Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности | О риторической структуре текстов малого жанра | К вопросу о принципах развития системы смысла | Система смысла как междисциплинарный объект | Гендерный подход в преподавании курса "История России" | Рекомендации для организаторов учебных программ по женским и гендерным исследованиям | Художественная литература





0.027 секунд RW2