|
|
Итак, являясь одним из основных мировых сюжетов, quest, то есть странствие в поисках заветной цели (Борхес 1997, 255-256), как ни странно, - редкий гость в большинстве женских произведений. Как бы исходя из бульварной психологии и реализуя архетип женщины-хранительницы домашнего очага, женщина-писатель почти "никогда не покидает замок Грааля", в отличие от мужчины, одна из стадий жизни которого - поиск Грааля (Джонсон 1996, 81). Впрочем, и в феминистской критике, начиная с утверждения аутентичности женской личности (Beauvoir 1970), складывается представление не только о женском сознании и женском (в противовес патернальному логоцентризму) способе осмысления мира, но и, как следствие, об особенностях женской креативности (Showalter 1979; Showalter 1977). Можно предположить, что решение темы острова и путешествия-quest'а дифференцирует мужскую и женскую креативность по характеру Другого: пространственный поиск в сочетании с островной символикой в мужском варианте - репрезентация трансцендентного Другого, а женская обращенность к телу (путь как чередование ролей/положений и становление в роли) - имманентного.
Рассмотрим, однако, ситуацию, когда пространственное перемещение, перестав быть предметом свободного выбора для рефлектирующего субъекта, принудительно ставит автора в позицию осмысления опыта пути, а именно: эмиграцию. И.П. Смирнов замечает, что утопии, по определению снимающие отчуждение, тем не менее, как правило, создаются философами, находящимися в ситуации отчуждения - "в тюрьме (Т. Кампанелла, Чернышевский), в эмиграции (Маркс), на исходе того движения, к которому автор принадлежит (так, романтик В. Одоевский сочинил свои утопические произведения, "Город без имени" и "4338 год", в период, когда мировой романтизм пришел в упадок)" (Смирнов 1996, 164-165). Однако, если жизненные обстоятельства, отчуждающие автора-утописта от социума, конфронтируют с конституирующей особенностью жанра утопии, то островное местоположение большинства утопических государств, напротив, выступает их аналогом, обнажая авторскую интенцию преодоления отчуждения в состоянии/месте отчуждения. Впрочем, ситуация отчуждения - эмиграция находит параллели и в других, лежащих за пределами жанра утопии, вариантах темы острова и ведущего к острову путешествия-quest'а.