|
|
Рассмотрим соотношенте архетипического и интертекстуального в модели системы смысла текста на примере темы острова. Остров - один из "потенциальных семиотических объектов" (Ю. Левин), позволяющих ввести тему инобытия. Причины "популярности" образа острова в европейской литературе связаны, в первую очередь, с его билатеральностью: "остров совмещает в себе черты реального и ментального мира. С одной стороны, остров - вполне реальное место, куда можно добраться, хотя бы и с трудностями и даже с риском кораблекрушения. С другой стороны, остров - особенно отдаленный, заброшенный в просторах теплых океанов - это место и не вполне реальное: там царит какое-то иное устройство жизни - или вообще без людей и, следовательно, попавший туда европеец может и воображать и устраивать себе жизнь по своему идеальному проекту, или с туземцами, людьми нетронутыми европейской цивилизацией" (Степанов 1997, 140). Выступая пограничной зоной между нашим миром и Другим миром, остров, в зависимости от "структуры Другого", то есть от категориального выражения возможного мира, наделяется в литературе разными смыслами.
В случае социализации Другого в европейской культуре получает развитие образ острова как перевернутого мира, где или ролевое поведение членов социума "вывернуто наизнанку" - прямо противоположно хабитусу, сформированному в коллективных полях социальной структуры, или те или иные составляющие системы социальных положений, равно как и сопровождающие смену положений ритуалы, отличны от принятых в структуре и обществе. Так, на острове Torelore в романсе "Aucassin et Nicolette" (XIII в.) женщины воюют, мужчины рожают детей и т.п. Многочисленные утопические острова европейской литературы (Sir Thomas More "Utopia [Libellus . . . de optimo reipublicae statu, deque nova insula Utopia]", 1516; Tommaso Campanella "La citta del sole", 1602; William Shakespeare "The Tempest", 1623; Francis Bacon "New Atlantis", 1627; Cyrano de Bergerac "Histoire comique des etats et empires de la lune", 1656; Gabriel de Foigny "La Terre Australe connue, c'est a dire la description de ce pays inconnu jusques ici, de ses moeurs et de ses Coutumes", 1676; Etienne Cabet "Voyage et Aventures de Lord William Carisdall en Icarie", 1840; Theodor Herzka "Freiland: ein sociales Zukunftsbild", 1890) (см. подробнее: Mumford 1959) предлагают различные модели жизнеустройства, отменяя ту или иную "форму отчуждения" в обществе (об утопии как о дискурсе, упраздняющем отчуждение, см.: Смирнов 1996: 160). Традиционные для европейской литературы "острова сокровищ", не отличаясь радикализмом и не оспаривая доминирующие в социальной сфере формы капитала, по сути, однако, репрезентируют другую ритуальную форму его освоения (Alexandre Dumas "Le Comte de Monte Cristo", 1844-1845; Robert L. Stevenson "Treasure Island", 1883; Pierre Mac Orlan "Le chant de l'equipage", 1918).