|
|
Как другое социального Другого предстает необыкновенное/фантастическое устройство островного мира в произведениях научной фантастики и близких к ней жанров, в т. ч. в дистопиях и психоделической литературе: Jules Verne "L'Ile mysterieuse" (1874); Herbert George Wells "The Island of Doctor Moreau" (1896); Александр Беляев "Остров погибших кораблей" (1926); Aldous Huxley "Island" (1962); N. Rouland "Les laures de cendre" (1984).
При условии асоциальности Другого остров выступает как место одиночества/уединения и изоляции (Daniel Defoe "Robinson Crusoe", 1719-1722; Jean-Jacques Rousseau "Reveries du promeneur solitaire", 1782; Scott O'Dell "Island of the Blue Dolphins", 1960; отчасти John Fowles "The Magus", 1965/1977). В ряде случаев - как природный, в противовес социальному, мир (Bernardin de Saint-Pierre "Voyage a l'Ile de France", 1773, и, в особенности, его "Paul et Virginie", 1788; Jack London "The Sea Wolf", 1904; с противоположным оценочным вектором - William Golding "The Lord of the Flies", 1954). Различные попытки конструирования внеинституционального Другого часто заставляют рассматривать остров сквозь призму каузальности: как убежище (Henri Bosco "L'Enfant et la riviere", 1945) или, напротив, как место наказания (финал в "Robinson Crusoe" и в Jules Verne "Les Enfants du capitaine Grant", 1865-1867). Верх же антропологичности и асоциальности - "остров любви" (Wilhelm Heinse "Ardinghello und die gluckseligen Inseln", 1787) и "остров смерти", "иной" мир (August Strindberg "Dodsdansen", 1901).