"Я ожидал гораздо худшего и теперь вижу, что жизненности во мне столько запасено, что и не вычерпаешь … вот уже пять месяцев, без малого, как я живу своими средствами, то есть одной своей головой и больше ничем. Покамест еще машина не развинтилась и действует. Впрочем, вечное думанье и одно только думанье, безо всяких внешних впечатлений, чтоб возрождать и поддерживать думу, - тяжело ! … Все из меня ушло в голову, а из головы в мысль, решительно все". (Достоевский 1974, Т.28, 160-161).
Из этой же познавательной модели исходит и концепция механистической этики спонтанного правильного поступка в согласии с "законом сострадания", противостоящим законам природы, общества и разума.
Наука ХХ столетия создает и изучает биологические, клеточные, живые машины, соответственно в современных нам художественных текстах в структуре концепта машина снимается антитеза живое - неживое, служащая основой развертки этой концептуальной структуры в текстах XIX столетия. Образы современного нам пространства смысла все чаще одушевляют машину, наделяют ее признаками человека, а человека - признаками машины. В качестве примеров можно упомянуть образы современного кинематографа - терминатор, андроид, киборг, а также образы виртуальной компьютерной реальности. Приведенные выше фрагменты текста романа "Идиот" можно рассматривать и в лингвистическом аспекте как лингвистическую манифестацию концепта в ключевом слове машина: каждое последующее осмысление дополняет, но не вытесняет предшествующее, привлекая все новые концепты-интерпретаторы, организуя их вокруг доминирующего концепта, что является иллюстрацией процесса смысловой аттракции.