Индивидуализация как процесс психического развития индивида, по мнению К.Г. Юнга, идет путем ассимиляции сознанием содержаний личного или коллективного бессознательного, архетипов. Архетипы "действуют как упорядочивающие операторы и формирующие факторы и одновременно исполняют роль того самого искомого моста между чувственным восприятием и идеями" (Паули 1975, 138). Конечной целью этого процесса является достижение личной целостности и неповторимости (Руткевич 1988). Создание ковариантной копии текста при осмысляющем чтении мотивируется тем же процессом конструирования смысла, суть которого состоит в осознании, развертке концептуальных структур, их последующей возможной модификации и свертке уже модифицированных концептуальных структур. При этом признаком сознания считается то, что благодаря ему перед индивидом предстают различные явления, составляющие содержание конкретных психологических функций.
В качестве иллюстрации архетипической природы концептуальной структуры рассмотрим концепт дом. Первым примером послужит фрагмент текста из исследований К. Г. Юнга, в котором автор описывает свое архетипическое переживание.
"Я находился один в незнакомом двухэтажном доме. Это был "мой дом". Я оказался на верхнем этаже, там было что-то вроде квартиры с прекрасной старой мебелью в стиле рококо … потом мне пришло в голову, что я еще не был внизу. Спустившись по ступенькам я попал на первый этаж. Здесь все было много старше и я понял, что эта часть дома существует с 15 или 16 века … Я переходил из комнаты в комнату и думал: "Я должен обойти весь этот дом". Я обнаружил каменную лестницу, которая вела в подвал. Спустившись по ней, я очутился в красивом старинном сводчатом зале … стены были построены еще при римлянах … Я исследовал каменные плиты пола: в одной из них я нашел кольцо … плита приподнялась и я снова увидел каменную лестницу, узкие ступени которой вели в глубину. Я спустился вниз и очутился в низкой пещере. Среди толстого слоя пыли, на полу, лежали кости и черепки, словно останки какой то примитивной культуры" (Юнг 1996, 163-164).
Изучение смысла как динамичной |
Индивидуализация как процесс |
В приведенном тестовом фрагме
Страница полностью Полная страница |