= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации = Введение = Референция в языке и тексте = Смысл и концепт в аспекте системной организации = Концептуальные основы учения о самоорганизации = Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности = Литература. Научные работы = Художественная литература < Смысл и концепт в аспекте системной организации < Система смысла как междисциплинарный объект < Двойственная природа концепта < Смысл в диалектике субъект-объектных отношений < Топологическая модель системы смысла < Архетипическое и интертекстуальное в модели системы смысла

В приведенном тестовом фрагме - Смысл и концепт в аспекте системной организации - Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Смысл в диалектике субъект-объектных отношений


В приведенном тестовом фрагменте можно наблюдать процесс формирования художественной концептуальной структуры дом. Система смысла формируется на основе последовательного метафорического включения концептов-интерпретаторов, что имеет и четкую лексическую экспликацию в тематическом слове (квартира, комнаты, зал, подвал, пещера), манифестирующем развертку динамичной структуры концепта как "зачаточный акт к возможным операциям над конкретностями". Концепт манифестируется и образом движения сверху - вниз, метафорически соотнесенного с образом познания, узнавания собственного "я". Таким образом, концепт дом обладает не устойчивой, а динамичной структурой, которая терминологически определяется скорее как узнавание дома, познание. В деятельностном аспекте манифестация концепта дом, выражена в том, что свои последующие исследования в области гностицизма, концептов алхимии Юнг свяжет с познанием "нижних этажей" своего сознания, которое в ряде метафор он сопоставляет с домом, а также в том, что он своими руками в течении нескольких лет будет строить свой дом, придавая каждому этапу строительства психологический смысл, лингвистически эксплицированный в ряде научных текстов. Таким образом, и в научном познании мира и в художественном творчестве концепт выполняет функции конструкции познания - "как бы мы ни интерпретировали реальность, ей всегда соответствует некая активная мысленная конструкция" (Пригожин, Стенгерс 1986a, 101). Структура концепта дом служит и моделью познания и революционного преобразования системы социального устройства, например, в марксизме. В отличие от образа движения как познания и строительства, лежащего в основе концепта дом у Юнга, в марксизме образ движения метафорически расширяется в разрушении дома, с целью уничтожения архаичных "этажей" общественного устройства и строительства на их основе нового общественного здания. Деятельностный аспект манифестации марксисткой концептуальной структуры получил более чем широкое историческое обоснование и лингвистически эксплицирован в виде застывших концептуальных структур в огромном корпусе текстов. Наконец, в современных нам текстах образ движения, лежащий в основе концепта, воплощен в перестройке, чем-то вроде аварийного капитального ремонта обветшавшего социального здания, а также поиске его внутренней структуры и поиске его хозяина, что находит достаточно яркое выражение в предвыборном тексте. Например, в тексте предвыборной кампании губернатора концепт дом оказывается основным концептом-интерпретатором объекта власти, города, например, город-дом, наш общий дом, наш Дом, большой дом, здание, здание нового Петербурга. Соответственно поиск адекватного концепта для обозначения субъекта власти в системе смысла предвыборного текста манифестируется в аттракции [6] лексических единиц к концептуальной структуре хозяин, например, хозяин города, хозяйственник, хозяйственник-управленец, руководитель-хозяйственник, губернатор-хозяйственник, красный "хозяйственник", хозяйственник в сантехническом смысле, завхоз, мэр-завхоз и т.д., и противопоставляется концептуальной структуре политик, например, политический деятель, Мэр-политик, страстный трибун, лицедей-профессионал, мэр-конферансье, специалист по презентациям, Светский Лев и т.д. Развивая идею В.В. Налимова, отношения текста и читателя можно рассматривать и как отношения взаимного прочтения, взаимной интерпретации, поскольку читатель - "это прежде всего интерпретирующий себя текст. Этот текст еще и способен к самообогащению, к тому, чтобы стать многомерным. Этот текст способен к агрегированию себя с другими текстами. Этот текст нетривиально связан со своим носителем - телом, а в случае гиперличности - со многими телами. Это самочитаемый текст, текст способный изменять себя" (Налимов 1989, 204).





Механизмы формирования смысла и механизмы памяти | Успешно !!! | Концептуальные основы учения о самоорганизации | "Женственность" текстов немецкоязычной экспериментальной поэзии | Референция в языке и тексте | Типы мотивированности антропонимов в детской речи | Легитимация гендерного подхода в дисциплинах философского цикла | Гендерные методы в преподавании | Стилистическая система русского языка - 1 | О языке прессы в переломные времена | Естественная письменная русская речь: проблемы изучения | Смысл и концепт в аспекте системной организации | Экспрессивные формы обращения в аспекте русской разговорной речи | Проблемы становления и развития женского движения в Германии в XIX в. | Вы ошиблись !!! | Стилистическая система русского языка - 2 | Рассказывание анекдота как русский лингвоспецифичный речевой жанр





0.035 секунд RW2