2. Предмет исследования, определенный как "естественная письменная русская речь", имеет определенные специфические черты, позволяющие объединить разнородный письменноречевой материал в нечто целостное под определенным взглядом. Отнесем к ним следующие признаки: 1) письменная форма выражения, что обусловливает ряд вытекающих из нее характеристик: а) функцию медиации; б) открытость, нелимитируемость круга адресатов: сообщение отрывается от автора, выходит изпод его контроля и живет своей жизнью; в) выработанные культурной традицией специфические формы и жанры письменной речи; г) графический способ передачи и все особенности этого способа, в частности семиотические; 2) естественность изложения (отсутствие специализированного отношения к письменной форме, "непрофессиональность"). Этот параметр предполагает два крайних полюса по отношению к специализированности письма: а) бульшая непринужденность и спонтанность, позволяющая более свободное проявление личностного начала, с одной стороны, и б) бульшая "зажатость", скованность в рамках выработанных культурой клише как результат неуверенности в своих "умениях", робости перед авторитетом письма. ЕПРР может быть исследована в русле речевого жанроведения, поскольку представлена исключительно большим жанровым своеобразием: различные объявления, "эпистолы", магазинные и рыночные ценники, "граффити", конспекты, черновики, заметки на полях, сочинения и изложения, шпаргалки, записи в еженедельниках и записных книжках, автобиографии, докладные, объяснительные и др. На разных основаниях выделяются определенные функциональные типы ЕПРР: по спонтанности речевого произведения тексты могут быть спонтанные и подготовленные; по официальности - неофициальные, полуофициальные и официальные; по отношению к источникам - первичные, вторичные, "заготовочные"; по отношению к стандартам - свободные и в разной степени стандартизованные; можно выделить собственно естественные тексты и учебные и др. Возможные разные аспекты лингвистического изучения письменной речи - жанровый; речеведческий, прагматический; семиотический, графический, графологический; пунктуационноорфографический, нормативный, системноуровневый: фонетический, лексико-фразеологический, морфологический, синтаксический, текстовый.
|