Адресат может не принять извинений автора, так как считает, что извинения не могут изменить его отрицательное эмоциональное состояние или исправить существующее, о чем свидетельствуют не совсем этикетные высказывания: Не нужны мне твои извинения; Что изменят твои извинения.
Возможны случаи, когда на оценку ситуации влияет третий участникнаблюдатель, у которого наличествует собственная оценка ситуации, событияповода или поведения говорящего: он может просто высказать это автору, а может потребовать от него извинений в пользу адресата, в таких случаях позиция наблюдателя в ситуации всегда выше позиции автора.
Фактор, который может послужить построению типологии, - значимость события, его последствий для участников коммуникации. За незначительный проступок, за беспокойство, просьбы, нарушение правил приличия говорящий извиняется, употребляя формулу извини(те). За действия, поступки, которые имели для адресата серьезные последствия или повлияли на его жизнь, говорящий извиняется, употребляя формулу прости(те) [Ратмайр].
Стандартные ситуации, в которых отрицательная оценка "запланирована", могут обходиться без извинений. Близкие отношения коммуникантов позволяют им определенную "вольность" в выражениях, за которые не извиняются.
Фактор коммуникативного будущего предполагает обязательную ответную речевую реакцию адресата, которая будет перлокутивным эффектом на ЭРЖ извинения. Акт прощения обслуживают "формульные" выражения типа: Ничего, ничего; Ничего страшного; Какие пустяки [Акишина, Формановская].
Т. В. Тарасенко Красноярский |
Этикет предписывает обязатель |
Адресат может не принять изви |
Особый интерес вызывают незап |
Типы языковой реализации ЭРЖ
Страница полностью Полная страница |