|
|
Чрезвычайно важна принадлежность анекдота именно устной речи. В ряде случаев не рассказываемый текст, а интонация рассказчика, его мимика и жестикуляция создают то, что называется "солью" анекдота.
Важная особенность рассказывания анекдота как речевого жанра состоит в том, что анекдот нормально предваряется особым "метатекстовым" вводом. В этом отличие анекдотов от острот и шуток, которые, напротив, "метатекстовыми вводами" в нормальной коммуникативной ситуации предваряться не могут.
В самом тексте анекдота обнаруживается два языковых слоя: с одной стороны, это речь рассказчика, описывающего то, что происходит; с другой - это речь персонажей, которых рассказчик поочередно изображает. Для каждого из указанных слоев обнаруживаются языковые черты, определяющие функционирование анекдота как особого жанра современной русской устной речи.
В "тексте от автора" все подчинено задачам изобразительности. В нем не встречаются интродуктивные зачины (персонажи анекдота, как и персонажи фольклорного театра, не нуждаются в представлении, они предполагаются известными всем носителям языка и представителям данной культуры). Преимущественное употребление повествователем настоящего времени в анекдотах также связано с особенностями анекдота как "изобразительного" жанра: действие как бы разворачивается в данный момент перед глазами зрителей.
Иную функцию выполняют языковые средства, используемые для изображения речи персонажей. Современный городской анекдот характеризуется относительно постоянным набором возможных персонажей (около четырехпяти десятков), большая часть которых имеет стабильные речевые характеристики.