|
|
Процессы эволюции концептуальных структур сопровождаются случайными флуктуациями - хаосом, "чтобы проникнуть в закономерности текста, существенно необходимо увидеть упорядоченность в кажущейся неупорядоченности, подвергнуть анализу явления в их глубинных связях и тем самым найти системность этих явлений" (Гальперин 1981, 26). Одни флуктуации игнорируются системой, другие - определяют ее историю. Являясь необходимым условием для прорыва микровзаимодействий на макроуровень, состояние неустойчивости представляет хаос в двух обликах созидающего и разрушительного начал. С помощью хаоса обеспечивается выход на аттрактор системы. Хаос выполняет функции механизма отбора, дифференцирует семиотическую среду, объединяет разные концептуальные структуры воедино. Именно он способствует передаче индивидуальных правил на более высокий уровень. Вместе с тем хаос может вызывать и распад структуры, чувствительной к малым флуктуациям. Противоречивый набор художественных кодов восприятия, образ-схематических моделей представляет собой "как бы срез хаоса и действует ... наподобие решета … Хаос хаотизирует, растворяет всякую консистенцию в бесконечности ... делом концептов является намечать интенсивные ординаты этих бесконечных движений ... Осуществляя сечение хаоса, план имманенции призывает к созданию концептов" (Делез, Гваттари 1998, 58).
В рамках устойчивой в целом концептуальной картины языка неустойчивостью характеризуются отклонения внутри определенных параметров, лишь некоторые этапы развития процессов, протекающие в глубинных текстовых структурах, под которыми подразумевается "идейно-тематическое содержание текста, сложное переплетение отношений и характеров, в основе которых лежит художественный образ … глубинные структуры - это авторские интенции, прагматическая установка как один из доминирующих факторов … поверхностная структура - лингвистическая форма, в которую облечена глубинная структура. В художественном тексте она формально-содержательная" (Тураева 1986, 126). Неустойчивость отличается от неравновесности, постоянно обеспечивающей метаболизм, открытость системы смысла художественного произведения. Как только система смысла авторского текста перестает быть неравновесной, ее границы стираются и она растворяется в культурной и языковой среде. Переключение LS и HS режимов, определяется способностью сильных художественных систем создавать неоднородности в культурной среде, инициировать создание новых художественных кодов прочтения и привлекать актуальные концепты-интерпретаторы. Сильные системы художественного смысла никогда не открываются всецело. Так, смысл пушкинского текста при всей своей открытости не может быть полностью растворен в культуре и языке, напротив, он служит аттрактором, привлекающим центром русской культурной и языковой среды, генерирующим все новые интерпретации и прочтения. Бытие и становление системы смысла авторского текста определяется культурной средой, в которой она существует. Культурная среда в своем синхроническом срезе представляет собой неслиянное единство авторских художественных систем смысла. В этой связи Э. Янч замечает: "эволюция на всех уровнях включает в себя как свободу действия, так и познание всесущей системной взаимной зависимости. Такая взаимная зависимость не может быть полностью охвачена структурно-ориентированной системной теорией" (Jantsch 1992, 269).