|
|
Не социально направленное и осознанное "действие в сфере культуры", а творческий деятельностный аспект спонтанной манифестации концепта формирует менталитет как "национальный способ видеть мир и действовать (когнитивно и прагматически) в определенных обстоятельствах" (Колесов 1991, 6). Этот тезис оказывается верным и в самых трудных для языка и культуры обстоятельствах и требует от лингвиста профессионального мужества, даже когда окружающий хаос заставляет некоторых утверждать, что "не только интерпретации концептов, но и сами концепты в некотором роде не существуют. Что это химеры, не играющие никакой роли в действительной духовной жизни. В доказательство такого утверждения приводят следующий довод: в жизни таких-то людей или даже целых групп общества (например определенных групп молодежи, и т.д.) названные концепты не играют никакой роли и не являются для этих людей значениями соответствующих слов" (Степанов 1997, 10). Каким бы мучительным и непонятным не был путь становления культуры и языка, осознанным, социально направленным действием нельзя ни разрушить, ни воссоздать утраченного. Сдвиг эпохи, флуктуации системы этических и эстетических ценностей скорее напоминают лингвисту о скромности и сложности его задачи, проследить и понять пути, которыми следует смысл сегодня и тогда, может быть, перспектива завтра не покажется столь безнадежной.