|
|
В процессе восприятия сознание не в состоянии удерживать в "светлом поле" всю систему концептуальных структур, т.е. весь смысл текста. Поэтому процесс формирования системы смысла сопровождается рассеянием, диссоциацией опознанных и неопознанных концептуальных структур, выходом их за пределы сознания в подсознательное (в концепции Г. Мюнстерберга подсознание определяется как часть поля сознания, которая в данную минуту не фиксируется вниманием, область ослабленного внимания). Диссоциированные концептуальные структуры, существуют наряду с сознанием и как бы удваивают его (Психология. Словарь. Бессознательное 1990). Таким образом, процесс самоорганизации смысла обеспечивается двумя основными факторами: с одной стороны - возникновением смысловой множественности, неоднородности, провоцирующей рефлексию, изменение существующих концептуальных структур и инициирующей процесс познания и мышления; и с другой - диссоциацией актуальных связей в структуре концепта и его дальнейшее становление в области сознания, не фиксируемой вниманием.
Если осознаются и диссоциируются все воспринимаемые концептуальные структуры, т.е. все неоднородности в системе смысла исчезают, то новые концептуальные структуры не возникают и система сохраняет свое существование неизменным. Примером такой системы смысла может служить научный текст, структурированный на основе общепризнанных научных концептов, посвященный уже решенной научной проблеме и не сообщающий для научного сообщества ничего нового. Соответственно адресат такого текста должен быть знаком с познавательной моделью и объектом исследования данной научной дисциплины, в противном случае концептуальная информация, сообщаемая в тексте, будет провоцировать процесс познания, мышления и, возможно, изменения в структуре концептов. Если же, напротив, постоянный приток неопознанных концептуальных структур превосходит процесс осознания и диссоциации, система смысла вступает в режим с обострением. Режимы с обострением представляют собой ускорение и нарастание процессов в системе, которое может вести к образованию новых структур, т.е. инициировать процессы познания и мышления, выходящие за рамки процесса редупликации, создания ковариантной копии текста. "Внимание гипотетического читателя задержат своей необычностью, нестандартностью на фоне его собственного лексикона несколько слов и выражений, а задержав его внимание, заставят тем самым его ассоциативно-вербальную сеть, работающую на восприятие в режиме опознания, переключаться каждый раз на напряженный творческий режим, режим повышенной активности узлов и связей между ними" (Караулов 1992, 17).