Воспоминание оказывается сходным с художественным описанием объекта, с представлением его в художественном творчестве. С одной стороны, инициируется рефлексия, изменение образа объекта, с другой стороны, происходит диссоциация актуальных связей образа, объект идентифицируется как уже известный. Различие отдельных вариантов объекта не препятствует опознанию общего инварианта - концептуальной структуры, лежащей в основе частных реализаций. Соответственно объект восприятия и объект воспоминания опознаются как идентичные при всей вариативности обоих благодаря общности их образ-схемы:
"Удивительная тождественность может эмоционально переживаться даже тогда, когда два описания одной и той же вещи отличаются в каждом чувственном элементе, как это имеет место в метафорах, в мифах, в самом моем теле и в разуме <…>. В подобных случаях витальная реакция, глубокая переадаптация психеи на два явления - одна и та же. Поэтому я чувствую, что вещь, появляющаяся в двух образах, является одной и той же, что одно на самом деле есть другое, какими бы различными ни были две совокупности символов" (Сантаяна 2001, 210).
Процесс развертки образа в воспоминании, как и в художественном творчестве, существенно превосходит процесс осознания и диссоциации, и сам акт воспоминания в результате предстает как творческий процесс, далеко выходящий за рамки редупликации. Основную роль в этом процессе играет воображение. Воспоминание о своем прошлом повседневном опыте сближается с художественным творчеством. Воспоминание, как и система смысла художественного произведения, характеризуется аутопойэзисным состоянием, т.е. способностью к воспроизведению элементов в процессе своей реализации. Как следствие, объект воспоминания, отличный от исходного объекта, данного в восприятии, предстает более соответственным действительности, более истинным.