= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации = Введение = Референция в языке и тексте = Смысл и концепт в аспекте системной организации = Концептуальные основы учения о самоорганизации = Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности = Литература. Научные работы = Художественная литература < Концептуальные основы учения о самоорганизации < Проблемные поля синергетики < Свойства смысла и концепта в терминах теории самоорганизации < К вопросу о принципах развития системы смысла < Механизмы формирования смысла и механизмы памяти < Литературный протокол умирания как самоорганизующаяся система смысла

Под самоорганизацией подразум - Концептуальные основы учения о самоорганизации - Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Свойства смысла и концепта в терминах теории самоорганизации


Под самоорганизацией подразумевается способность элементов неравновесной системы с течением времени приходить к упорядочиванию своей внутренней структуры. Применительно к системе смысла художественного текста процесс самоорганизации наиболее отчетливо проявляется в создании текста художественного произведения писателем и повторяется в каждом из многократных прочтений этого текста читателем, редупликации. Иногда процесс самоорганизации смысла авторского текста оказывает значительное влияние и на развитие концептуальной структуры языка в целом - открытость системы смысла пушкинского текста в рамках русской культуры стала уже притчей во языцех.


Существенным параметром самоорганизации является нелинейность развития системы, т.е. ситуация, при которой состояние системы на каждом последующем шаге зависит не столько от начального состояния, сколько от непосредственно предшествующего, и развитие совершается через случайность выбора пути. В аспекте мировоззрения идея нелинейности представляет многовариантость, альтернативность путей эволюции [10]. Система смысла художественного текста нелинейна лишь на определенных этапах своего развития, хотя свойство нелинейности заложено уже в самой природе концепта и является основой его творческого когнитивного потенциала. Наиболее ярко свойство нелинейности проявляется в субъективном, художественном осмыслении концепта. Нелинейность пути развития системы смысла мы наблюдаем везде, где наше сознание может подозревать двусмысленность и противоречивость. Язык художественного текста нелинеен настолько, насколько мы, читатели этого хотим и можем себе позволить. Нелинейность, непредсказуемость языка проявляется в нас как страсть к игре - кто хотя бы раз в жизни не играл в лотерею, но мало кто, подобно Герману, сошел с ума за карточным столом. Система языка искусно и незаметно воспитывает в каждом из нас игрока, поскольку содержит сценарии нелинейного развертывания смысла языковых единиц. Это касается лексического и синтаксического уровней, но в большей мере свойственно единицам, обладающим образностью - фразеологизмам. Примером может служить гештальт развертывания смысла фразеологизма водить за нос в текстах произведений Достоевского и Толстого, относящихся к разным периодам творчества ( "Детство" Толстого впервые публикуется в "Современнике" в 1852, а "Бесы" Достоевского в "Русском вестнике" за 1871 год):





Архетипическое и интертекстуальное в модели системы смысла | Проблемные поля синергетики | Определение референции | Механизмы интер­текстуальности | Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации | Функции интертекста | Гендер как инструмент политологического анализа | Особенности современной печатной рекламы (параграфемный аспект) | Английский в сетях русского: интерференция в компьютерном жаргоне | Национальная идентичность в аспекте отношений метрополии и диаспоры | Референция предложения | Жанр извинения в русской речи | Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности | Женская Учительская школа Максимовича - | Механизмы формирования смысла и механизмы памяти | Лингвостилистическая норма в аспекте компьютерных технологий | Опыт интеграции женских и гендерных исследований





0.264 секунд RW2