Под самоорганизацией подразумевается способность элементов неравновесной системы с течением времени приходить к упорядочиванию своей внутренней структуры. Применительно к системе смысла художественного текста процесс самоорганизации наиболее отчетливо проявляется в создании текста художественного произведения писателем и повторяется в каждом из многократных прочтений этого текста читателем, редупликации. Иногда процесс самоорганизации смысла авторского текста оказывает значительное влияние и на развитие концептуальной структуры языка в целом - открытость системы смысла пушкинского текста в рамках русской культуры стала уже притчей во языцех.
Существенным параметром самоорганизации является нелинейность развития системы, т.е. ситуация, при которой состояние системы на каждом последующем шаге зависит не столько от начального состояния, сколько от непосредственно предшествующего, и развитие совершается через случайность выбора пути. В аспекте мировоззрения идея нелинейности представляет многовариантость, альтернативность путей эволюции [10]. Система смысла художественного текста нелинейна лишь на определенных этапах своего развития, хотя свойство нелинейности заложено уже в самой природе концепта и является основой его творческого когнитивного потенциала. Наиболее ярко свойство нелинейности проявляется в субъективном, художественном осмыслении концепта. Нелинейность пути развития системы смысла мы наблюдаем везде, где наше сознание может подозревать двусмысленность и противоречивость. Язык художественного текста нелинеен настолько, насколько мы, читатели этого хотим и можем себе позволить. Нелинейность, непредсказуемость языка проявляется в нас как страсть к игре - кто хотя бы раз в жизни не играл в лотерею, но мало кто, подобно Герману, сошел с ума за карточным столом. Система языка искусно и незаметно воспитывает в каждом из нас игрока, поскольку содержит сценарии нелинейного развертывания смысла языковых единиц. Это касается лексического и синтаксического уровней, но в большей мере свойственно единицам, обладающим образностью - фразеологизмам. Примером может служить гештальт развертывания смысла фразеологизма водить за нос в текстах произведений Достоевского и Толстого, относящихся к разным периодам творчества ( "Детство" Толстого впервые публикуется в "Современнике" в 1852, а "Бесы" Достоевского в "Русском вестнике" за 1871 год):