Можно предположить универсальность приобретаемого в эмиграции женского пространственного опыта своего и чужого. В таком случае островная символика и тема путешествия-quest'а - характерная черта налагаемой на опыт эмиграции нарративной структуры вне зависимости от способа наррации и геополитической соотнесенности автора. В качестве примера остановимся на творчестве женщин-эмигрантов - Нины Берберовой и Юлии Кисиной.
В прозе русской писательницы первой волны эмиграции Нины Берберовой (1901-1993; эмигрировала в Европу в 1922 г.) тема путешествия дана в романтической традиции поиска легендарного острова Ultima Thule. В рассказе "Памяти Шлимана" (1958) город, из которого пытается вырваться герой в поисках необитаемого островка земли, разрастается до немыслимых размеров, фактически до размеров мира:
Залив, сколько хватало глаз, был заполнен купающимися, и длинные хвосты ждали у самого берега, когда настанет их очередь войти в воду, когда можно будет поместиться в воде. Солнце все палило, хотелось броситься с сомкнутыми руками в голубую совершенно плоско лежащую бесшумную волну, но броситься было некуда. Все было полно, нельзя было бы даже втереться хитростью. Плечо к плечу стояли люди, держали детей, ныряли осторожно, через одного, удивительно слушались команды надсмотрщиков (Берберова 1994, 326-327).
Впрочем, мечта героя о далеком "туманном береге" Залива, "обетованной земле", где он сможет остаться наедине с идеальной возлюбленной, вскоре переходит в любовь к конкретной женщине, встречей с которой и заканчивается путешествие. "Туманный остров", Ultima Thule, как и Троя, оказывается расположенной не в горизонтальном пространстве (за "туманной дымкой" Залива скрывается не земля обетованная, а еще один "черный огромный город, восьмой или девятый по счету, замыкая горизонт вогнутым полукругом", 330), но в ином, вертикальном, измерении - любви. Движение лиминального существа - каковым и является писатель-эмигрант, в частности, Нина Берберова - осуществляется "между направленными векторами требуемого статусного движения (или вверх, или вниз, третьего направления не дано)" (Подорога 1995, 144). Попытка освобождения из тела-тюрьмы - города заканчивается эмиграцией во внутреннее пространство.