|
|
Таким образом, состояние исторического образования (в широком смысле этого понятия - от школьных уроков истории до профессии историка) во многом отражает уровень гендерной грамотности (или, скорее, безграмотности) общества. Нам представляется, что для преодоления этого разрыва одного лишь включения проблем гендера/гендерных исследований в официальные учебные планы будет недостаточно. Гораздо более плодотворным, по крайней мере на первом этапе, может стать проведение в рамках центров гендерных исследований тематических семинаров для учителей-историков, преподавателей и студентов исторических факультетов вузов, в ходе которых они получили бы основы гендерных знаний. Среди этих трех групп наибольшее внимание должно уделяться студентам-историкам, так как они в скором времени придут в класс или студенческую аудиторию.
Преподавание истории с гендерных позиций
Существует, по крайней мере, два способа внедрения инноваций в устоявшуюся преподавательскую практику. Во-первых, можно включить новый подход в уже существующий (школьный или вузовский) курс, рассматривая под иным углом зрения хорошо знакомые преподавателю факты. Такой способ, на первый взгляд, более прост и экономичен, так как строится по принципу компенсации - если раньше проблема женского движения ("непролетарских" политических партий, национализма и т.д.) в отечественной историографии самостоятельно не обсуждалась, то теперь необходимо "нагнать упущенное", фокусируя внимание аудитории на этих проблемах. К сожалению, при таком способе изложения материала возникает, как это ни странно, опасность дальнейшей маргинализации изучаемых проблем . Это происходит в тех случаях, когда теряется связь между новым материалом, скажем, проблемами семьи, и основным содержанием курса, допустим, "Россия в первой четверти XX века". Чтобы избежать такой нестыковки, чтобы новый материал не предстал чужеродным элементом, от преподавателя потребуется умение связывать в одно целое разноплановые сюжеты - экономическое, политическое, социальное, гендерное состояние общества, вычленяя их переплетение или взаимонеприятие, иллюстрируя один через другой. Кроме того, для того чтобы внедрение гендерного подхода произвело должный эффект, необходимо, чтобы сам преподаватель получил профессиональное представление об этом подходе. Эту задачу можно попытаться решить через использование второго способа внедрения инноваций.