Разработанная в начале 20 в. концепция памяти во многом опирается на античные трактовки памяти и забвения. Закономерно было бы предположить адресацию к Платону, однако более внимательное рассмотрение платоновской интерпретации памяти убеждает, что это не так. Как известно, платонизм (равно как и некоторые аспекты индийского мышления) развивает тему забвения-плена и воскрешения памяти - движения назад, к истоку времени - моменту создания мира. Основные возможности возвращения назад, в вечность:
- быстрая и прямая реинтеграция первоначальной ситуации;
- постепенный возврат от настоящего времени до "абсолютного начала" (Элиаде 2000, 87).
Во втором случае память рассматривается как знание, сообщающее тому, кто способен вспомнить себя, религиозно-магическую силу. По Платону, познание - это припоминание как космогонических событий, так и предшествующих существований (исторических и биографических событий) (Plato. Menon, 86 b). Возвращение памяти - освобождение от забвения-плена происходит при помощи различных символов (танцев, тайных знаков, тайного языка и т.п.). В платоновской интерпретации памяти, таким образом, воспоминание представляет собой активизацию созерцательной памяти. Поле восприятия субъекта заполняется конкурирующими объектами; в борьбе за внимание субъекта они партиципируют функции агенсов действия: не только инициируют субъектно-объектную связь, но и, ставят субъекта в позицию реципиента сигналов. Пребывание в состоянии забвения есть пребывание в теле Другого, каковым для героя в мифах об анамнезисе является земное существование в противовес небесному, т.е. отказ от субъектности в пользу я-объектности земной жизни (герой, как правило, переодевается в другую - земную - одежду). Воспоминание есть восстановление субъектности тем, кто был поставлен в страдательную позицию объекта. При этом и операциональная активность субъекта, и творческое преобразование им полученного знания оказываются за рамками платоновской трактовки памяти. Не предполагает она и автообъектности. В платоновском акте воспоминания осуществляется переход (переключение) из одного возможного мира в другой возможный мир с иной системой референционных связей. Эти миры связывает не временное следование, как можно было бы предположить, но пространственное соположение. По сути, воспоминание приводит к самотождественности, к возвращению субъектности и дальнейшему ее наращиванию и в результате к уменьшению в субъекте человеческого. В теологической доктрине о душе герой мифов represents the soul of man, он чистая субъектность. Не случайно, забвение у Платона соотносится с жизнью (земной), а возвращение памяти, приобщающее индивида к надындивидуальному, общему и вечному, - со смертью.