|
|
Во-вторых, для развития юридической науки и юридического образования выявление и изучение гендерных аспектов права и сами гендерные и/или феминистские исследования, как показывает зарубежная практика, могут сыграть немаловажную роль: уже в конце 1970-х гг., осознавая определённую стагнацию "традиционной" юриспруденции и, главным образом, высшего юридического образования, в ряде стран Европы и Америки (например, во Франции, Германии, Великобритании, США) специалисты-правоведы заговорили о критических правовых исследованиях, которые сейчас занимают большое место в западной правовой науке. Представители этого направления высоко оценивают вклад гендерных и/или феминистских исследований в его развитие и в создание "альтернативного" юридического образования. Как отмечают специалисты, "одной из основных причин, объясняющих жизнеспособность феминизма в критических правовых исследованиях, является его способность не только указать [студентам-юристам], что необходимо, но и что можно сделать" для изменения права и правовой ситуации в отношении конкретных групп населения.
Каким же образом можно осуществить подобную интеграцию? На мой взгляд, как минимум, двумя путями. Один их них предполагает введение обзорного курса, например, "Гендер и право", как на юридических факультетах (к примеру, в рамках курсов по выбору), так и в центрах женских и гендерных исследований в режиме межфакультетского, междисциплинарного семинара (в смешанных группах). Подобный курс знакомит слушателей с основными концепциями и терминологией гендерных исследований и очерчивает приблизительный круг тем, в которых гендерные аспекты права наиболее выпуклы . Второй способ предполагает "смещение акцентов" в преподавании "традиционных" отраслевых и теоретических юридических дисциплин, входящих в обязательную программу юридических факультетов и институтов, рассмотрение их в том числе с феминистских позиций, под углом зрения иерархии гендерных отношений и власти в обществе. Отмечу, что и в первом и во втором случаях важная роль отводится феминистской юриспруденции - своего рода "квинтэссенции" союза права и гендерных/феминистских исследований: во-первых, при всём разнообразии своих направлений, феминистская юриспруденция даёт представление о специфике гендерных отношений применительно к правовой науке и практике, характеризует правосубъектность женщин и мужчин и различных гендерных категорий субъектов права, выявляя "неполноценную", "неполную" или "ущербную" правосубъектность женщины. Во-вторых, присущее ей разнообразие направлений (в частности, марксизм, либерализм, постструктурализм/постмодернизм, социальный конструктивизм и др.) предлагает знакомство и критическое осмысление этих направлений в праве. В-третьих, феминистская юриспруденция впитала в себя идеи, методы и подходы других общественных дисциплин, в частности, философии, социологии, психологии, антропологии и т.п., то есть она представляет собой один из вариантов синтеза и диалога дисциплин, о котором идёт речь в современных дискуссиях о развитии правовой науки. В-четвёртых, феминистская юриспруденция, на мой взгляд, может способствовать ознакомлению и адекватному восприятию юристами феминизма (феминизмов), его подходов, идеологии и методологии. В-пятых, феминистские, женские и гендерные исследования и программы наработали педагогический опыт работы со студентами, построенной не на иерархичном методе властного монолога, а на диалоге и попытке взаимопонимания: методология феминистской юриспруденции (как одного из направлений критических правовых исследований) учит студентов критически подходить к интерпретации учебных текстов и законов, направляя студентов к активному восприятию права и, по возможности, непредвзятому правотворчеству.