|
|
общая характеристика
Анна Бородина
Тверской центр женской истории и гендерных исследований
Как показывает практика, преподавание правовых дисциплин в ракурсе гендерных отношений, а тем более, с феминистских позиций пока ещё не стало повсеместно распространённым явлением . Это можно объяснить несколькими причинами.
С одной стороны, гендерные исследования и связанная с ними терминология ещё только начинают устанавливаться в российском научном и университетском дискурсах. С другой стороны, гендерные отношения, как правило, являются предметом исследования и преподавания для представителей общественных наук - в первую очередь, социологов, культурологов, политологов, антропологов, философов, психологов, филологов, историков . Юристы же пока ещё практически не сказали своего слова . Отметим, что юридическая наука, благодаря таким исследовательницам, как С.В.Поленина , Л.В.Корбут и некоторым другим, постепенно стала обращать внимание на вопросы правового статуса женщин и девочек, их прав как прав человека , а также на проблемы дискриминации женщин, отсутствия равных возможностей при декларации равных прав, насилия в отношении женщин и девочек. Эти вопросы становятся неотъемлемой частью международного и внутреннего права, что должно неминуемо отражаться и на преподавании соответствующих дисциплин и доктрин. В связи с этим возникает вопрос подготовки и переподготовки преподавателей-юристов и разработки соответствующих курсов и учебных программ для юридических факультетов и институтов (что, кстати, могут взять не себя уже существующие программы и университетские центры женских и гендерных исследований). Но это возможно, в том числе, и при наличии фактора заинтересованности (мотивированности) преподавателей и правоведов в гендерной проблематике в применении к праву.