= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Конференции = Стилистическая система русского языка - 1 = Стилистическая система русского языка - 2 = Стилистическая система русского языка - 3 = Гендерные методы в преподавании < Гендерные методы в преподавании < Программа конференции < Участницы(ки) Тверской конференции < Тезисы выступлений - 1 < Тезисы выступлений - 2 < Тезисы выступлений - 3 < Приложения = Тезисы выступлений - 3 = Наименования женщин по профессии в современном немецком языке = "Женственность" текстов немецкоязычной экспериментальной поэзии = Гендерный подход в преподавании курса "История России" = Гендерный подход к изучению истории российской многопартийности = Проблемы становления и развития женского движения в Германии в XIX в.

Тезисы выступлений - 3 - Гендерные методы в преподавании - Конференции - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Гендерный подход к изучению истории российской многопартийности

Вера Кулик


Тверской центр женской истории и гендерных исследований


Тверской государственный университет


Возрождение российской многопартийности обострило интерес ученых, практиков и широких масс ко времени возникновения и становления политической жизни в стране. Сегодня нас все больше интересуют не только особенности теоретических подходов и практической деятельности каждой из партий, но и нравственные, психологические, социальные факторы, лежавшие в основе их существования. Идут поиски новых подходов освещения уже устоявшихся тем, при этом широко используется опыт зарубежных специалистов. Появившиеся в России гендерные исследования еще одно тому подтверждение.


Анализ программ и деятельности политических партий рубежа XIX-XX вв., показывает, что каждая из них, отстаивая свои требования, столкнулась с очевидным - нельзя добиться желаемого без учета интересов россиянок. Партийные теоретики, руководители и подавляющее большинство членов создаваемых партий - представители сильного поля, постарались сделать это с минимальными для себя потерями.


Конкретные действия в каждом случае зависели от многих обстоятельств и заслуживают более серьезного рассмотрения. Задача данных тезисов - показать ряд проблем, в решении которых четко прослеживается гендерный подход или отсутствие такового в деятельности той или иной партии. Новый взгляд на историю российской многопартийности позволяет по иному взглянуть и на известные факты.


Отношение российских партий к женскому вопросу было несколько потребительским. Никто из них обстоятельно не разрабатывал его теоретически и серьезно не искал пути его решения. Названная проблема, в рамках классового интереса, волновала только некоторых представительниц политических партий. Однако все хотели, решая свои задачи, попутно улучшить кое-что в жизни соотечественниц, для того, чтобы привлечь их на свою сторону, обеспечить поддержку деятельности своей организации. Кадеты серьезнее, чем все остальные партии относились к женскому вопросу. Иначе и не могло быть. Эта либеральная партия целенаправленно отстаивала демократические свободы и целый раздел своей программы посвятила правам человека. Говоря о ценности личности нельзя было не заметить женскую половину населения страны. Теоретически. На практике все оказалось намного сложнее. На первом же учредительном съезде кадетов ожесточенный спор вызвало требование предоставления россиянкам избирательных прав. Большинство съезда, в том числе и П.Н. Милюков, который вскоре будет считать себя одним из лидеров женского движения в стране, выступили против включения в программу этого положения. В конце концов, собравшиеся, стремясь сохранить свой имидж, приняли соломоново решение. Требование предоставления женщинам равных с мужчинами избирательных прав, было принято с дополнением, гласившим, что этот пункт действителен только для тех членов партии, которые его разделяют .


Октябристы представляли интересы крупных собственников, среди которых немало было старообрядцев. В этой среде спокойно относились к вопросу материальной независимости женщин. Для всех их, одной из главных проблем, являлось сохранение, накопления капитала в семье и весь комплекс связанных с этим задач, в том числе права наследства для женщин. Этот вопрос, с подачи октябристов, решила третья Государственная Дума. Новый закон был далек от совершенства, но тем не менее, благодаря ему россиянки получили больше наследственных прав чем прежде .


Классовую заинтересованность октябристов блестяще подтвердил еще один их законопроект предложенный той же третьей Государственной Думой. На это раз подготовленный документ регулировал взаимоотношения между работодателем и женщиной прислугой. Авторы скрупулезно выписали огромное количество ее обязанностей и детально расписали права хозяев. Но не сочли нужным назвать хотя бы одно положение, защищавшее права служанок .


Для социал-демократов женский вопрос был вопросом союзника в будущей социалистической революции, таким же, как крестьянский и национальный. Привлечение пролетарки на свою сторону диктовалось интересами единства рабочего класса. Проблемы, волновавшие всех остальных россиянок, не очень интересовали рабочие партии. Они не акцентировали внимание на содержание женского вопроса, не объясняли как его собираются решать. Просто предполагалось, что он безболезненно разрешиться сам собой после взятия власти пролетариатом.


Эсеры отстаивали требование демократической республики со всеобщим избирательным правом граждан без различия пола, призывали к уравнению гражданских прав мужчин и женщин, предлагали улучшить условия труда для тружениц. Однако, конкретной программы действия облегчающее положение женщины - работницы, эсеры не дали, лишь ограничились общим лозунгом запрещение женского и детского труда в известных отраслях и в известные периоды .


Отношение монархистов к соотечественницам демонстрируют расхождение между словом и делом российских политиков. Представители Союза русского народа убеждали всех в том, что удел россиянки - дом, дети, церковь. Для того, чтобы быть хорошей женой, хозяйкой и матерью не обязательно владеть грамотой, главное - душевная чистота изначально присущая русской женщине. Участие дам в общественном движении, по мнению крайних правых партий, было проявлением безнравственности и в революцию их "пускать" просто опасно. Революция не страшна, пугал всех лидер монархического движения Пуришкевич, пока в ней не участвуют женщины. Однако, подобные рассуждения не мешали союзникам разжигать самые низменные страсти обывательниц, привлекать последних к участию в погромах . Страшным и невыполнимым было стремление защитников самодержавия, с одной стороны, не замечать действительность, то новое, что появилось в стране к началу XX в., в том числе, возросшую потребность к знаниям, необходимость в работе для огромного числа россиянок, появления женских общественных организаций. С другой - желание извлечь выгоду из отсталости соотечественниц, стремление повернуть колесо истории вспять.


Пытаясь расширить свое влияние на массы за счет женского населения, партии демонстрировали профессионализм или отсутствие такового, умением и желанием учиться у своих политических союзников и противников. Вот только несколько примеров. Самой интересной в этом отношении являлась партия народной свободы. В ее рядах было много профессоров, юристов, литераторов - людей, блестяще владевших словом и любой аудиторией. Они профессионально понимали - население страны состояло из многих возрастных, имущественных, национальных, социальных групп, из мужчин и женщин, зрелых и юных, стариков и детей - и для каждой из них искали свои подходы. При этом кадеты пытались учитывать и требования времени и особенности женской психологии. К сожалению, результаты подобной работы были далеки от желаемых. Представители партии народной свободы уверяли, что отстаивали интересы всех женщин России не зависимо от их классовой принадлежности. По мнению либеральных теоретиков, последние могли состоять в других партиях и таким образом решать свои экономические и политические проблемы, но освободить их от засилья мужчин способны были только кадеты, активно работавшие в общественных организациях.


Партия народной свободы первой в 1905 г. стала регулярно созывать массовые женские митинги, на которые собирались тысячи горожанок, гимназисток, работниц, служанок, домохозяек, продавщиц модных лавок. Завороженные смелыми словами, призывами и обещаниями женщины, после окончания подобных собраний, активно вступали в либеральную партию. Кадеты серьезное внимание уделяли и организации предвыборных собраний для богатых дам, которые могли косвенно повлиять на результаты выборов в Государственную Думу, путем передачи своих голосов родственникам мужчинам.


В 1908 г. кадеты созвали первый Всероссийский женский съезд, на который пригласили представительниц всех партий и известных женских организаций. Ожидаемого единства на данной встрече не произошло . Представители партии народной свободы не сумели достичь соглашения между соотечественницами ни сейчас, ни в 1917 г. И хотя в этом году пройдет не один женский съезд и не только под руководством кадетов, но и большевиков и эсеров, все эти встречи только усилят классовые разногласия среди россиянок и найти общий язык они так и не смогут.


Опыт российских либералов пригодился и октябристам и социал-демократам и социалистам-революционерам. Партия крупной буржуазии сначала очень критически оценила опыт кадетов по организации дамских предвыборных собраний, но вскоре поняла всю выгоду подобных действий и сама стала приглашать состоятельных россиянок на подобные мероприятий.


A.M. Коллонтай, одна из лидеров большевиков, вспоминала, как трудно было убедить мужчин, товарищей по партии, вести специальную работу среди соотечественниц. Занимались ею, как правило, сами большевички и меньшевички. К 1905 г. они уже приобрели некоторый опыт и оказались очень восприимчивыми к чужому. После окончания 1-й русской революции социал-демократы работали в женских общественных организациях, издавали два специальных журнала... "Голос работницы" и "Работница". В 1917 г. рабочие партии регулярно созывали массовые женские митинги. Они очень внимательно следили за действиями своих политических противников и использовали полезный для себя опыт кадетов. Эта партия, несмотря на то, что тесных связей с пролетарками, крестьянками, горожанками, ей так и не удалось установить, тем не менее, постоянно искала новые пути общения с женскими массами. В 1917 г., после того, как россиянки получили избирательное право, лидеры российских либералов организовали серьезную избирательную компанию. Они сами, во главе П.М. Милюковым, обходили рабочие кварталы Санкт Петербурга, беседовали с домохозяйками и убеждали их в важности своей победы на предстоящих выборах органов местного самоуправления. В.И. Ленин сразу отреагировал на происходящее, опубликовав в "Правде" статью, в которой подчеркнул, что кадеты показали, как надо бороться за массы и дорожить голосом каждого избирателя. Если профессор нашел время посетить семью пролетария и побеседовать с его женой, - сетовал Владимир Ильич, - то почему представители рабочей партии не догадались это сделать! Буржуазия, таким образом, указывал вождь большевиков, забирает у нас наших потенциальных избирательниц .


Эсеры долго не искали специальных форм взаимоотношений с россиянками. Они вообще не сразу стали серьезно работать с широкими слоями населения. Сказывался негативный опыт народников. У предшественников социалисты-революционеры позаимствовали и противопоставление героя и толпы. Они воспитывали героинь-террористок, способных не задумываясь легко отдать свою жизнь для блага народа. Проблема террора сегодня очень популярна. Специалисты, часто не называя свои исследования гендерными, тем не менее, использует именно этот подход, изучая причины, приведшие к террору мужчин и женщин, менталитет тех и других, последствия участия в подобной борьбе представителей сильного и слабого пола .


Изменение положения в России, приобретенный опыт - расширили арсенал средств борьбы эсеров за массы. К 1917 г. у них уже было много общих для всех партии форм взаимодействия с населением и, кроме того, охотнее и чаще других организаций, социалисты- революционеры проводили театрализованные дни своей партии. Сама обстановка на этих праздников, исполняемые патриотические и жалобные песни, стихотворения, открытки и портреты, продаваемые собравшимся, были рассчитаны, в первую очередь, на чувствительную, сентиментальную, исстрадавшуюся за годы войны женскую душу .


Монархические партии использовали знакомые и привычные формы воздействия на женские массы, но при этом пытались наполнить новым содержанием. Это красочные и торжественные молебны и крестные ходы. Не демонстрации, а традиционные шествия с хоругвями, иконами и политическими целями - сохранения самодержавия.


Гендерный подход к изучению российской многопартийности позволяет подчеркнуть один из самых распространенных недостатков всех наших западников - стремление копировать европейский опыт без серьезного анализа и учета национальной действительности. Так, например, в феврале - октябре 1917 г. кадеты, дав россиянкам избирательное право и разрешив всем буржуазные свободы, слова, печати, собраний и т.д. искренне верили в то, что женщины обрадуются новым изменениям, начнут активно участвовать в их практическом претворении, успокоятся, проявят сознательность, отложат решения экономических проблем на послевоенное время и не станут поддерживать требования левых радикальных партий. Возможно, на Западе, где была велика значимость и ценность политических свобод, и дамы не одно десятилетие боролись за свое равноправие, что-то подобное могло произойти. Но в России подавляющее большинство женщин в 1917 г. даже не заметило обретенные политические свободы. Они просто не знали что это такое. Случившегося либеральная буржуазия так и не смогла понять. Тем более, что в это время, она, как и все остальные партии, проявляло чудеса изобретательности борясь за голоса избирательниц. Извечная российская попытка совместить несовместимое - теоретически убедить традиционные слои общества в привлекательности чуждых" им европейских новшеств. Казалось, партийные руководители, местные организации делали все, для того, чтобы доказать женщинам значимость происшедших изменений. Но чем больше старались кадеты, тем меньше получали практической отдачи . С каждыми новыми выборами женщины все заметнее поддерживали левые партии.


Говоря о различных аспектах гендерного подхода к изучению отечественного политического движения, мы уже не раз обращались к избирательным кампаниям 1917 г. Это не случайно - именно они позволяют показать реальные результаты всей предшествующей работы той или иной партии среди женщин и продемонстрировать их активные поиски новых форм сотрудничества с россиянками после февральских событий. Подобная активность отечественных политиков объяснялась очень просто. Получив избирательное право, женщины получили и возможность влиять на происходящие события. Огромное количество мужчин было на фронте и россиянки стали основными избирателями, от их позиции зависели результаты выборов сначала органов местного самоуправления, а осенью и Учредительного собрания.


Так, в выборах волостного земства Новоторжского уезда Тверской губернии должно участвовать 590 избирателей, в том числе 191 мужчина и 399 женщин. Участвовали 368 человек, из них 136 мужчин и 232 женщины .


Во время выборов в городские думы в Тверском крае, также, как и по всей стране, все партии и большинство непартийных групп, включали женщин в списки своих кандидатов. Однако, женских имен было намного меньше, чем мужских, где-то до 5% и давались они, как правило, во второй части списков или в их конце. Тем не менее, женщины вошли в органы самоуправления. Так, по неполным данным, во время летних выборов в Тверской губернии 19 женщин стали гласными и 22 кандидатами городских дум . Среди них - интеллигентки, просто гражданки, жена священника и вдова-попадья. Внепартийные группы иногда выдвигали большее количество кандидаток, чем партии .


Участие россиянок в общенациональных выборах Учредительного собрания превзошло самые смелые ожидания. Обычно оно было более активным, чем у мужчин. Например, в городах Московской губернии у женщин явка составила 56%, что на 6% выше, чем у мужчин . Поразительно, но также было и в мусульманских районах, где для женщин создавались отдельные избирательные участки и участвовали женщины в выборах по разрешению мужчин. Многочисленные наблюдатели отмечали особую серьезность, ответственность женщин при голосовании. Нельзя привести не одного случая сознательного нарушения ими избирательного закона. Это прежде всего результат огромной работы российских партий по привлечению россиянок на свою сторону. Их газеты регулярно помещали многочисленные обещания, обращения к долгу и авторитету матери, пошатнувшемуся в условиях идущей войны, голода, разрухи и всеобщего озверения общества. Все партийные издания разъясняли значение полученных соотечественницами прав, свои программы по улучшению положения россиянок в будущем. Многие публиковали эмоциональные стихотворения, рассказы о тяжелой жизни женщин. Все партии открывали школы, курсы, мастерские для женщин и т.д.


Участие россиянок в общественном и политическом движении рубежа XIX - начала XX вв. недостаточно серьезно изучено. Советскую историографию интересовал только вопрос привлечения женщин в большевистскую партию и все связанные с ним проблемы, поэтому многие сюжеты еще ждут своих исследователей. К ним относятся: нравственный климат в российских партиях, та роль, которую играли дамы в его становлении; взаимоотношения между единомышленниками мужчинами и женщинами-товарищами по борьбе, мужем и женой, состоящими в гражданском браке, заключенными социал-демократами и "невестами", назначенными им местными партийными организациями. Учет гендерных различий позволит более обстоятельно показать социальный портрет участников политического движения, подчеркнуть их национальные, возрастные, образовательные особенности.


Примечания


Аракелова М.П., Емельянова Е.Д., Кулик В.Н. Женщина в российском обществе. XX век; История и современность. Специальный курс. М., 1996. С.27-28.


Там же. С. 41.


Там же.


Там же. С. 18-19.


Там же. С.43-47.


Гришина З.В. Союз равноправности женщин (1905-1908гг) // Проблемы истории СССР. Вып.VI. М., 1977. С.81.


См.: Правда. 1917. 24 мая.


Савинков Б. Воспоминания. М., 1990; Лонге Ж., Зильбер Г. Террористы и охранка М., 1991; Гусев К.В. Рыцари террора. М., 1992; Женщины -террористки в России. Бескорыстные убийцы. Ростов-на-Дону, 1996; Лавров В.М. Мария Спиридонова: террористка и жертва террора. M., 1991; Кулик В.Н. Пути общественного служения женщин после реформенной России // Женские и гендерные исследования в Тверском государственном университете. Тверь, 2000 и др.


См.: Правда. 1917. 19 августа.


Русские ведомости. 1917. 9 апреля. Женский вестник. 1917. №8. С.15 и др.


Дело. 1917. 18 августа.


Вестник Тверского губернского временного исполнительного комитета. 1917. 23 июня, 11 июля, 28 июля, 4 августа. 15 августа и т.д.


Там же. 23 июля.


Государственный архив Москвы. Ф.2331. Оп.1. Д.17. Л.60.





Гендерные методы в преподавании | Проблемные поля синергетики | Успешно !!! | Рассказывание анекдота как русский лингвоспецифичный речевой жанр | Двойственная природа концепта | Референция текста | Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности | Проблемы становления и развития женского движения в Германии в XIX в. | Типы мотивированности антропонимов в детской речи | Литература. Научные работы | Стилистика XXI века | Тезисы выступлений - 2 | Жанр извинения в русской речи | Тезисы выступлений - 1 | Определение референции | "Женственность" текстов немецкоязычной экспериментальной поэзии | Из фондов научной библиотеки ТвГУ:





0.034 секунд RW2