(на примере парарекламных сообщений)
И. А. Магеррамов
Оренбургский государственный университет
риторика, коммуникация, тексты малого жанрa, парарекламные сообщения, импликация
Summary. In this report the rhetorical structure of little genre texts is being considered and complex senses of different semantic levels are being analyzed. For perspective research of such texts we may suggest combining methods of rhetorical analysis with functional communicative grammar.
1. Возродившийся в последние годы интерес к риторике во многом объясняется закономерным стремлением исследователей использовать ценный багаж классической науки для анализа современных коммуникативных систем. В этом смысле риторика как наука об условиях и формах эффективной коммуникации, располагающая набором понятийных категорий, таксономий и процедур подобного анализа, позволяет путем соединения традиционных теорий с новейшими подходами и приемами выйти на более, как представляется, точный, адекватный сущности самих анализируемых систем (текстов) уровень.
2. В условиях сегодняшней относительной речевой свободы значительно расширились возможности создания и употребления текстов различного содержания и различной направленности, в том числе текстов малого жанра (дискурсов), отвечающих динамичному ритму современной жизни, - анекдотов, парадоксов, афоризмов, острот, прибауток. Фактически впервые возникла на совершенно новом реальнопрагматическом уровне реклама, сумевшая за короткое время реализоваться в многообразных текстах. Рекламный текст, будучи комплексным структурно- семантическим образованием с точки зрения как порождения, так и восприятия, с целью усиления действенности насыщается историческими, литературными реминисценциями, аллюзиями. Кроме того, он стал сопровождаться различными парарекламными "спутниками", сигнализирующими о его приближении. В этом отношении очень интересны афоризмы- остроты Н. Фоменко на "Русском радио". Во многих из этих "парареклам" на уровне порождения (говорящего) было осуществлено сознательное столкновение значений, приведшее в итоге к нагромождению и переплетению семантических уровней. Задача остроумного, догадливого слушателя - обнаружить все скрытые смыслы, "связать концы с концами", разглядеть то семантическое ядро, в котором эти смыслы фокусируются. Чем больше таких смыслов, тем интереснее и сложнее итоговый результат употребления остроты. Помимо этого, эффективность остроты может зависеть и от степени парадоксальности и несочетаемости ее частей. Для примера можно взять такой дискурс: "Мы не правые и не левые, потому что мы валенки". Коммуникативно- текстовый анализ позволяет обнаружить в этом высказывании следующие смыслы (уровни):
на примере парарекламных сооб |
1) прямой (буквальный): от им |
С точки зрения современных ли
Страница полностью Полная страница |