|
|
(риторика делового общения в ее предметноязыковых характеристиках)
А. Н. Качалкин
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
деловое общение, деловой стиль, имя документа, формуляр, структура текста
Задача деловой прозы заключается в том, чтобы максимально ясно, недвусмысленным образом сформулировать некое содержание, в котором предметная сторона должна быть изложена с исчерпывающей для данного конкретного дела точностью и полнотой. Стиль делового общения - это и стиль деятельности, и стиль деловой речи в их теснейшей связи друг с другом. Формирование стиля - одновременно и стандартного, и оригинального - является существеннейшей задачей руководителя.
Точность и конкретность - важнейшие черты официальноделового стиля - порождают его объективность, а в определенных обстоятельствах - стандартность в использовании речевых средств и самих действиях. "Зыбкие" формулировки, недомолвки, двусмысленности приводят если и не к провалу самого дела, то к значительным задержкам в оформлении его замысла и исполнения. Непременными условиями верной передачи сущности дела и его значимых подробностей являются полнота и одновременно краткость делового стиля.
Краткость естественна, ибо деловые люди ценят свое время и время своих партнеров, им некогда читать и писать длинные письма, подолгу рассуждать, воспри-