|
|
(2) Особенностью ДЭЦ является тот факт, что независимо от формы общения (контактное, дистантное) и характера общения (межличностное, публичное, массовое) смысло- жизненная позиция формируется как у адресанта, так и адресата, при этом сущность их смысложизненных позиций может в конечном счете и не совпадать.
(3) ДЭЦ имеет интравертную ориентацию, то есть субъект устанавливает смысл жизни для самого себя, однако субъектом ДЭЦ может выступать как индивидуальный субъект, так и все масштабы совокупного субъекта (например, пол, класс, сословие, нация, человечество); таким образом? ДЭЦ выполняет интегративную функцию (см. [Каган]).
(4) ДЭЦ имеет имманентно полемический диалогический характер; экзистенциальные ценности постоянно дискутируются, то есть осознаются субъектом только в соприкосновении с другой "смысловой и оценивающей позицией человека по отношению к самому себе и по отношению к окружающей действительности" [Бахтин, 86].
(5) Предметом общения в ДЭЦ выступают события, факты прошлого, поступки, поведение, отношения людей, положение дел в какой- либо области человеческой деятельности. Однако эти предметные области являются лишь поводом для их осмысления и формирования (личного) отношения к ним, на базе которого вырабатывается жизненная позиция, определяются приоритеты и характер отношений с миром.
3. Телевизионное интервью как ДЭЦ.
(1) Телеинтервью в русском ДЭЦ появилось совсем недавно, оно стало выполнять функцию формирования смысложизненной позиции лишь 1015 лет назад. Динамика расширения адресата ДЭЦ (ср. дневник -воспоминания - TV интервью), то есть потенциальных субъектов (носителей) экзистенциальных ценностей, подтверждает интегративную функцию ДЭЦ внутри нации.