= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации = Введение = Референция в языке и тексте = Смысл и концепт в аспекте системной организации = Концептуальные основы учения о самоорганизации = Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности = Литература. Научные работы = Художественная литература < Концептуальные основы учения о самоорганизации < Проблемные поля синергетики < Свойства смысла и концепта в терминах теории самоорганизации < К вопросу о принципах развития системы смысла < Механизмы формирования смысла и механизмы памяти < Литературный протокол умирания как самоорганизующаяся система смысла

Открытому, видимому пространс - Концептуальные основы учения о самоорганизации - Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

К вопросу о принципах развития системы смысла


Открытому, видимому пространству смысла противостоит интравертное, сложное фрагментарное пространство изолированного сознания, замкнутого на самое себя. Этой версии топологии смысла в романе Достоевского соответствуют образы тюрьмы, эшафота и статичные, "застывшие" эпизоды, а в романе Булгакова - пространство квартиры №50, дворец прокуратора и др.


"Нарисуйте эшафот так, чтобы видна была ясно и близко одна только последняя ступень; преступник ступил на нее: голова, лицо бледное как бумага, священник протягивает крест, тот с жадностию протягивает свои синие губы и глядит, и - все знает. Крест и голова - вот картина, лицо священника, палача, его двух служителей и несколько голов и глаз снизу,- все это можно нарисовать как бы на третьем плане, в тумане, для аксессуара... Вот какая картина" (Достоевский 1967, Т.7, 71).


Характеристика пространства смысла представляет собой систему художественных кодов, соответствующих различным образ-схемам (рефлективным моделям восприятия концептуальных структур). В философии, где смысл виден с высоты птичьего полета (феноменологическое понимание [17]), его пространство может казаться ровным, почти лишенным рельефа, "это словно пустыня, которую концепты населяют без размежевания. Единственными областями ... являются сами концепты, а единственным вместилищем концепта является сам план ... Образ мысли включает в себя только то, что мысль может востребовать себе по праву. А мысль востребует себе "только" движение, способное доходить до бесконечности" (Делез, Гваттари 1998, 50). По мере приближения к земле, обращения к семиотической реальности (семантизирующее и когнитивное понимание), пространство смысла приобретает очертания, становится дискретным, распадается на все более закрытые, замкнутые объекты.





Язык русского фольклора: опыт интерпретации | Особенности формирования лексики русского компьютерного жаргона | Свойства смысла и концепта в терминах теории самоорганизации | О языке прессы в переломные времена | Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности | Тенденции развития средств современной русской публицистики | Некоторые проблемы преподавания истории с позиции гендерного подхода | К вопросу о функциональностилистическом статусе судебной речи | Интертекст и тропы | Стилистика XXI века | Механизмы интер­текстуальности | Определение референции | Программа конференции | Механизмы формирования смысла и механизмы памяти | Частицы как показатель специфики внутринациональных речевых культур | Английский в сетях русского: интерференция в компьютерном жаргоне | Проблема нормы в современной устной научной речи





0.037 секунд RW2