Применяя кибернетическую модель к анализу текстовых явлений (Пятигорский 1962, Руднев 1996), обычно исходят из тезиса, что с увеличением энтропии уменьшается информация и наоборот. На этом же основании делается любопытный вывод о противоположной направленности времени энтропии и времени информации и постулируется утверждение, что "текст - это "реальность" в обратном временном движении" (Руднев 1996, 20), поскольку текст исчерпывает энтропию и накапливает информацию. Следует оговориться, что кибернетическая модель при всей ее привлекательности остается все же идеальной моделью. Система смысла текста функционирует создавая смысловую множественность и формируя новые элементы концептуальных структур. Время в системе смысла художественного текста является нелинейным параметром, поскольку это время восприятия, понимания, мышления - "Время - это некоторая конструкция и, следовательно, несет некую этическую ответственность" (Пригожин, Стенгерс 1986a, 386).
Отношения прошлого, настоящего и будущего для системы смысла художественного текста определяются тем, что настоящее строится из будущего, из предзнания того, "как должно быть" (Курдюмов 1994). Вне прошлого, настоящего и будущего это знание содержится во вневременном состоянии потенциального имманентного бытия в виде совокупности всех уже существующих в культуре и языке кодов, а также тех, которые еще могут быть осуществлены культурной средой. Прошлое системы фиксируется в концептуальных структурах (константах), обеспечивающих базовое накопление элементов опыта, архитектуре системы (Курдюмов 1994), выступающей в роли носителя запечатленного в ней времени. Настоящее же системы смысла обнаруживает себя в динамичном состоянии рефлексии, своего рода "точке рассвета" находящейся в постоянном движении. События прошлого и будущего протекают одновременно, в параллельных потоках, но в рамках единой системы смысла, как "два типа становления, которые позволяют ввести необратимость, требуемую нашим восприятием. Один такой тип связан с прошлым, все принадлежащее ему стремится с большой долей вероятности к равновесию. Другой - с будущим; а именно в этой диссипативной структуре может образоваться некое зависящее от случая, особенное" (Пригожин, Стенгерс 1986a, 90). Имманентное, потенциальное бытие как высшая задача художественного смысла свободно от времени, точнее, синхронизирует в точке рефлексии процессы прошлого, настоящего и будущего, "время кажется замедленным или необычайно ускоренным … течет в обратную сторону или полностью трансцендируется и прекращает течение ... может выглядеть идущим по кругу или кругообразно и линейно сразу, может следовать по спиральной траектории или по своеобразным рисункам отклонения и искажения ... трансцендируется как самостоятельное измерение и приобретает пространственные характеристики: прошлое, настоящее и будущее накладываются одно на другое и сосуществуют в настоящем моменте" (Гроф 1993, 50). Система смысла художественного текста лишь изредка инициирует синхронизацию временных потоков. Даже сам писатель лишь отдаленно приближается к полному осуществлению смысла, на самой грани творческих возможностей: