Будучи не только отделенным, но и удаленным от основного мира, остров закономерно предполагает целеположенное движение; в результате, с островом оказываются связанными и путь как пространственное перемещение в определенном направлении, не предполагающее изменения субъекта движения, и путь как мистический символ - пилигримаж, quest в поисках недостижимой Ultima Thule, утраченного рая души (Paracelsus), Бога (St. Bonaventure)... Впрочем, так как путешествие означает, в первую очередь, изменение самого путешественника (S. Kierkegaard), остров часто сам выступает тем местом, где осуществляется переход из одного состояния (положения) в другое, - промежуточным этапом движения/изменения или его конечной целью (например, "остров мертвых" или мир без структуры Другого). Динамизм как основная характеристика любого жизненного процесса позволяет - за исключением нескольких видов путешествий (в первую очередь, путешествия на утопический остров, где перемещение персонажа из обычного мира в утопический, равно как и перемещение в пределах этого мира, не имеют статуса событий) - осуществить образную аналогию между движением и жизнью человека и, в том числе, между путешествием на остров и переходом "лиминальных персон" (Тэрнер 1983) в нейтральную зону rites de passage, сопровождающих перемену состояния, возраста, положения и статуса (Геннеп 1999). Таким образом, архетипический смысл острова - нейтральная зона rites de passage. Путешественник же, оказавшись в зоне перехода - острове, в зависимости от социализации или антропологизации Другого изменяет, приобретает или теряет те или иные черты структуры.