|
|
Мила Средний М'И, А Полная М', Л
Люся Низкий С'А Худая Л'У, С'А
Паша Средний Ш Полный Ш
Павлик Низкий Л'И, И Средней полноты ЛИ
Дима Средний МА Средней полноты ДИ, МА
Митя Низкий М'И, И Худой МИ
Результаты опроса информантов позволяют утверждать, что в своих ответах дети не ориентируются на внешние признаки реальных, известных им носителей анализируемых имен, но прогнозируют эти признаки, основываясь на восприятии фонетических оболочек: Шура ниже ростом, чем Саша, но выше, чем Саня, а Саня выше ростом, чем Алик; Мила более полная, чем Люда, но Люда более полная, чем Люся. Фонетические мотиваторы характеризуются вариативностью, что обусловлено не только субъективностью восприятия говорящих, но и самой ситуацией сравнения. В частности, когда рассматривается ситуация А выше ростом, чем В, но ниже ростом, чем С, ФМ акцентирует либо оценку "выше" (Мила - ЛА , Саня - СА ), либо оценку "ниже" (Мила - М'И , Саня - Н' ). Характеристика внутренних качеств носителя имени также может базироваться на осознании звукоизобразительности антропонима. Основываясь на фонетической мотивированности антропонима, 60% информантов полагают, что Саша не такой добрый, как Шура, потому что " Ш звучит мягче, чем С ", 29% информантов считают, что Шура не такой добрый, как Саня, "потому что Н' "звучит мягче, чем Р ", 11% - что Алик не такой добрый, как Саша, Шура и Саня, потому что " А звучит резко, грубее, чем С , Ш , Н, 70% - что в парах Люся - Люда (ФМ С' и Д ), Митя - Дима (ФМ М'И , Т'А и Д'И ) обладатели первых имен в каждой паре добрее. При выявлении ФМ информанты обращают особое внимание на начальный и конечный звуки в слове, чаще сравнивая именно первую и последнюю минимальную составляющую звуковой оболочки или начальный и конечный слоги. Несмотря на широкий спектр варьирования мотиваторов, для некоторых шкал выявляются постоянные ФМ: Ш коррелирует с оценкой "полный" (Шура, Паша), ФМ (t)И - с характеристикой "низкого роста" (Алик, Павлик); У в именах Шура, Люда, Люся рассматривается как звуковая доминанта выражения признака "грустный". Полученные данные соотносимы с наблюдениями психологов и психолингвистов, так как в некоторых случаях иллюстрируют явление номинального реализма (смешение признаков предмета и его наименования), а также с результатами исследований фоносемантологов.