Междисциплинарные барьеры в изучении смысла текста обусловлены главным образом знаковой реальностью, которой отводят роль носителя смысла в лингвистике, философии, культурологии или психологии. Общим постулатом для всех перечисленных дисциплин является признак процессуальности смысла, поскольку, "текст никогда не существовал как некая объективная реальность. Он всегда в реальных процессах деятельности" (Леонтьев 1979, 19). Смысл текста - это движение от непонимания к пониманию действительности, воплощенной в тексте, творческий процесс строительства знаний о мире. В зависимости от аспекта исследования выделяют различные по структурной организации элементы системы смысла. Из них наиболее универсальным оказывается концепт. В динамическом понимании смысла под концептуальной структурой, подразумевается локализованный, застывший в определенных фрагментах культурной и языковой среды (константах) процесс формирования концепта. Процесс и структура отличаются разными темпами развития: структура - это замедленный процесс. Структура динамична, а процесс структурирован. Представляя собой динамичные элементы системы смысла, концепты сами по себе являются структурами, "контурами, конфигурациями, констелляциями некоторого будущего события" (Делез, Гваттари 1998, 46).
В языке и культуре, "смысл - это путь, которым люди приходят к имени", пишет Ю.С. Степанов (1997, 43), цитируя Г. Фреге. Развивая свою точку зрения, он приравнивает концепт к смыслу слова, т.е. фактически к системе значений, которое это слово может иметь в языковой норме. Наиболее четко система значений слова представлена в концепции А. А. Потебни, "ближайшее этимологическое значение… всегда заключает в себе только один признак; другое - субъективное содержание, в котором признаков может быть множество. Первое есть знак, символ, заменяющий для нас второе" (Потебня 1990, 74). Самой широкой остается классификация, предложенная А.Ф. Лосевым, который выделяет 67(!) семантических составляющих значения (Лосев 1993, 740-741).