|
|
Художественная традиция, определяющая ряд особенностей построения концептуальной структуры произведения, находит отражение не только в сюжете, но и в доминирующих концептах, реализующихся, как правило, в мотивной структуре. По мнению Ю.М. Лотмана, "та или иная бытовая деталь или сцепление обстоятельств, повышаясь до уровня сюжетного элемента, создает новые возможности развития событий. При этом способность той или иной детали играть сюжетную роль часто определяется вне текста лежащей социальной и бытовой семиотикой эпохи <...> элементы текста - наименования предметов, действий, имена персонажей и т.п. - попадают в структуру данного сюжета, уже будучи отягчены предшествующей социально-культурной и литературной семиотикой. Они не нейтральны и несут память о тех текстах, в которых встречались в предшествующей традиции. Вещи - социокультурные знаки - выступают как механизмы кодирования, отсекающие одни сюжетные возможности и стимулирующие другие. Каждая "вещь" в тексте, каждое лицо и имя, т.е. все, что сопряжено в культурном сознании с определенным значением, таит в себе в свернутом виде спектр возможных сюжетных ходов" (Лотман 1993, 93-94). При детальном изучении выясняется, что за многообразием романных сюжетов стоит единый мифологический архетип: "безграничность сюжетного разнообразия классического романа, по сути дела, имеет иллюзорный характер: сквозь него явственно просматриваются типологические модели, обладающие регулярной повторяемостью <...> При этом непосредственный контакт с "неготовой, становящейся современностью" парадоксально сопровождается в романе регенерацией весьма архаических и отшлифованных многими веками культуры сюжетных стереотипов. Так рождается глубинное родство романа с архаическими формами фольклорно-мифологических сюжетов" (Лотман 1993, 95). На преемственность отдельных сюжетов и образов обращали внимание В.П. Адрианова-Перетц 1947, О.М. Фрейденберг 1936, А.М. Панченко и И.П. Смирнов 1971.