|
|
На наш взгляд, наибольшей социокультурной нагруженностью обладают ценностно-смысловые оппозиции, "вечные" проблемы, решением которых издавна занималось человечество. В разных художественных системах формируются абсолютно разные концепты "вечных" понятий, что находит отражение в средствах реализации данных концептов. Разными художественными системами по-разному оценивалась и значимость оппозиций. Если в эстетике Достоевского одной из важнейших оппозиций являлась оппозиция Добра и Зла, то в эстетике символистов, утверждавшей грядущий синтез Истины, Добра и Красоты, одной из значимых оппозиций была оппозиция Красоты и безобразного мира. Следует также отметить, что смысловое наполнение художественных идей менялось в ходе литературной эволюции, и понятиe Красоты в эстетике символизма отнюдь не тождественно понятию Красоты у Достоевского. Менялась не только семантика доминирующих идей, но и оценка одних и тех же или сходных смыслов разными эстетическими системами. Так, по мнению Е. Стариковой, отношение к "тайне" как члену оппозиции тайное/явное разделило декадентов и символистов. Декадентство характеризуется отъединенностью от непонятного ему тайного мира, а символизм - стремлением проникнуть в "тайну" бытия или найти указание на нее в низшей реальности (Старикова 1974, 167).
В то же время возможно выделенте не только доминирующих концептов внутри одного произведения, но определенного вида дискурса, существующего внутри ряда произведений и имеющего базовую концептуальную структуру, которая, в свою очередь, представляет собой самоорганизующуюся структуру. Рассмотрим механизм семантических преобразований на примере динамики литературного протокола умирания, который может быть рассмотрен как самоорганизующаяся система смысла.