Существование авторской системы смысла в культурной и языковой среде определяется способностью ее элементов (концептуальных структур) к самоорганизации. Для процесса самоорганизации системе необходим постоянный приток информации из среды через источники системы [14] для создания новых структур, а также механизм рассеивания (диссипации) неоднородностей. Если действие рассеивающего фактора превосходит действие источника системы, т.е. все неоднородности в системе размываются, то новые структуры не возникают. Если же, напротив, постоянный приток информации из среды превосходит работу рассеивающего механизма, система вступает в режим с обострением.
Как уже отмечалось выше, система смысла развивается в диалектике субъект-объектных отношений. Приток информации в систему обеспечивается в процессе понимания [15] читателем концептуально структурированной информации и, соответственно, коммуникативной функцией текста, способностью текста эту информацию сообщать. В основе процесса самоорганизации смысла, т.е. создания ковариантной копии текста, лежат механизмы развертки и свертки концептуальных структур. Возникновение неоднородности в системе смысла связано с явлениями смысловой концентрации и смысловой множественности, имеющими определенную лингвистическую экспликацию. Психолингвистический аспект возникновения неоднородности в системе смысла связан с концепцией предпонимания и понимания, предсознания и сознания. Предпонимание текста означает опознание концептуальных структур как соответствующих или не соответствующих "рефлективному содержанию сознания, лежащему в основе исходных схем человеческого опыта, заданного традицией и имеющего языковую природу (Гадамер 1988). Концептуальные структуры, которые могут быть опознаны на основе существующих в психике кодов восприятия, осознаются и составляют основу "светлого поля сознания". Одновременно с понятой, рационализированной информацией всегда остаются "неопознанные" концептуальные структуры, опознание которых требует выработки новых (для читателя) кодов восприятия, а значит провоцирует процессы познания и мышления. При этом фаза рефлексии первоначально и является шумом, хаосом, поскольку является механизмом деятельности самопознания и "для начала создает именно не-понимание, т.е. осознанную потребность понять" (Литвинов 1992, 15), чтобы понимать, необходимо все время недопонимать.