= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации = Введение = Референция в языке и тексте = Смысл и концепт в аспекте системной организации = Концептуальные основы учения о самоорганизации = Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности = Литература. Научные работы = Художественная литература < Концептуальные основы учения о самоорганизации < Проблемные поля синергетики < Свойства смысла и концепта в терминах теории самоорганизации < К вопросу о принципах развития системы смысла < Механизмы формирования смысла и механизмы памяти < Литературный протокол умирания как самоорганизующаяся система смысла

Существование авторской систе - Концептуальные основы учения о самоорганизации - Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

К вопросу о принципах развития системы смысла


Существование авторской системы смысла в культурной и языковой среде определяется способностью ее элементов (концептуальных структур) к самоорганизации. Для процесса самоорганизации системе необходим постоянный приток информации из среды через источники системы [14] для создания новых структур, а также механизм рассеивания (диссипации) неоднородностей. Если действие рассеивающего фактора превосходит действие источника системы, т.е. все неоднородности в системе размываются, то новые структуры не возникают. Если же, напротив, постоянный приток информации из среды превосходит работу рассеивающего механизма, система вступает в режим с обострением.


Как уже отмечалось выше, система смысла развивается в диалектике субъект-объектных отношений. Приток информации в систему обеспечивается в процессе понимания [15] читателем концептуально структурированной информации и, соответственно, коммуникативной функцией текста, способностью текста эту информацию сообщать. В основе процесса самоорганизации смысла, т.е. создания ковариантной копии текста, лежат механизмы развертки и свертки концептуальных структур. Возникновение неоднородности в системе смысла связано с явлениями смысловой концентрации и смысловой множественности, имеющими определенную лингвистическую экспликацию. Психолингвистический аспект возникновения неоднородности в системе смысла связан с концепцией предпонимания и понимания, предсознания и сознания. Предпонимание текста означает опознание концептуальных структур как соответствующих или не соответствующих "рефлективному содержанию сознания, лежащему в основе исходных схем человеческого опыта, заданного традицией и имеющего языковую природу (Гадамер 1988). Концептуальные структуры, которые могут быть опознаны на основе существующих в психике кодов восприятия, осознаются и составляют основу "светлого поля сознания". Одновременно с понятой, рационализированной информацией всегда остаются "неопознанные" концептуальные структуры, опознание которых требует выработки новых (для читателя) кодов восприятия, а значит провоцирует процессы познания и мышления. При этом фаза рефлексии первоначально и является шумом, хаосом, поскольку является механизмом деятельности самопознания и "для начала создает именно не-понимание, т.е. осознанную потребность понять" (Литвинов 1992, 15), чтобы понимать, необходимо все время недопонимать.





Подходы к изучению интертекста | Гендерный подход в преподавании курса "История России" | Рассказывание анекдота как русский лингвоспецифичный речевой жанр | К вопросу о функциональностилистическом статусе судебной речи | Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности | Проблемы становления и развития женского движения в Германии в XIX в. | Категория "гендер" в изучении истории русской литературы | Тезисы выступлений - 1 | Сервис | Методические рекомендации к видеофильмам | Русский язык и Московский университет | Введение | "Женственность" текстов немецкоязычной экспериментальной поэзии | Референция предложения | Стилистическая система русского языка - 3 | Женские и гендерные исследования в США | Гендерный подход к изучению истории российской многопартийности





0.480 секунд RW2