= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации = Введение = Референция в языке и тексте = Смысл и концепт в аспекте системной организации = Концептуальные основы учения о самоорганизации = Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности = Литература. Научные работы = Художественная литература < Смысл и концепт в аспекте системной организации < Система смысла как междисциплинарный объект < Двойственная природа концепта < Смысл в диалектике субъект-объектных отношений < Топологическая модель системы смысла < Архетипическое и интертекстуальное в модели системы смысла

Эмигрант, отделенный от своег - Смысл и концепт в аспекте системной организации - Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Архетипическое и интертекстуальное в модели системы смысла


Эмигрант, отделенный от своего прежнего места и состояния и не вписанный полностью в новую культурную и социальную среду, не кто иной как лиминальная персона, ибо эмиграция есть не что иное как rite de passage. Более того, она предстает как серия переходов: одновременная перемена места, состояния и социальной позиции. Соответственно, в своей переходной сущности эмиграция подлежит и фазовой категоризации: прелиминарная (обряд отделения), лиминарная (промежуточное состояние) и постлиминарная (обряд включения) фазы (Геннеп 1999, 15, 24, 166).


С завершением первой фазы - отделения в искусстве эмиграции, в первую очередь, в литературе, часто возникает образ острова, замкнутое пространство которого либо соотносится с покинутым пространством (родиной) и представляет собой ретроспективное видение, либо - реже - антиципирует пространство нового (или идеального) места обитания. Так, например, в произведениях Владимира Набокова (1899-1977) островов несколько: Зоорландия ("Подвиг"), Zembla ("Pale Fire") и Ultima Thule ("Ultima Thule", "Solus Rex"). Набоковский остров, удаленный во времени (остров памяти, исторического прошлого) и пространстве (северный остров, Ultima Thule), остров мертвых (блаженных), магический центр мира, таинственный остров, творимый мир и т. п., - предмет бесконечного поиска героев. Для творчества Гайто Газданова (1903-1971), как и для Набокова, характерно стремление поместить в замкнутое островное пространство, в первую очередь, воспоминания о "потерянном рае" родины и детства. В одном из рассказов 30-х гг., почти документально воспроизводящем эпизоды гимназической жизни, гимназия представляется "островом или кораблем, медленно движущимся навстречу <...> синему пространству" (Газданов 1996, 3: 283); собственно, именно островной характер воспоминаний и позволяет забыть о выходящих за пределы острова трагических событиях.





Гендерные исследования как парадигма научного сообщества | Русский язык и Московский университет | Национальная идентичность в аспекте отношений метрополии и диаспоры | Рассказывание анекдота как русский лингвоспецифичный речевой жанр | Концептуальные основы учения о самоорганизации | Лексико-грамматические средства реализации функций газетных заголовков | Слово Текст Язык | Тезисы выступлений - 3 | Вы ошиблись !!! | Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности | Экспрессивные формы обращения в аспекте русской разговорной речи | Женские и гендерные исследования в США | Проблемные поля синергетики | Терминологический спектр стилистики художественной литературы | Референция текста | Стилистическая система русского языка - 1 | "Женственность" текстов немецкоязычной экспериментальной поэзии





0.038 секунд RW2