Дмитрий Бородин
Тверской центр женской истории и гендерных исследований
Тверской институт экономики и менеджмента
Постановка проблемы
Применение к историческим исследованиям гендерного подхода, несмотря на существенные разночтения в трактовке последнего, получило в последнее время довольно широкое распространение, как за рубежом, так и в Российской Федерации. Введение в методологический аппарат специалиста-историка такой аналитической категории как "гендер", позволяет существенно расширить проблематику научных изысканий (экстенсивный путь), а также по-новому интерпретировать те исторические сюжеты, которые уже давно считались непреложными истинами (своего рода интенсивный путь).
Отечественная историческая профессия еще только делает первые шаги в освоении нового подхода, но уже сейчас наметился некоторый разрыв между творческой лабораторией историка и учебной аудиторией. Этот разрыв ощущается как на теоретическом уровне (методологические основы гендерного подхода к историческим исследованиям уже более-менее очерчены , чего не скажешь о методике преподавания), так и на практическом (появились первые исследовательские работы, но пока очень редки исторические курсы, преподаваемые с позиции гендерного подхода). В настоящее время преподавание исторических дисциплин в подавляющем большинстве отечественных учебных заведений различных уровней (от средних школ до университетов) ведется без намека на существование гендерной проблематики. Практически полностью отсутствует упоминание гендера/гендерных отношений в школьных и вузовских учебниках. В этом, впрочем, нет ничего удивительного, так как гендерная проблематика пока просто не включена в официальные учебные планы. В целом такая ситуация характерна и для других общественных дисциплин , однако, ни одна из них не может сравниться с историей по количеству часов, отведенных в учебных планах, и по качеству всевозможных (в том числе - гендерных) стереотипов, внедряемых в сознание учащихся.