|
|
Лексические средства разговорной речи свободно включаются в художественное повествование; так, в произведениях И. С. Тургенева, а также других авторов они не диссонируют, а как бы уравниваются с книжнолитературным ореолом единиц художественного текста (покалякать, потеха, обстроился, улепетывать).
Слова и выражения речи крестьян, солдат, мещан, купцов, чиновников, дворян и даже языковые средства области промыслового дела получают доступ в канву повествования как знаменитых, так и заурядных писателей.
Номинации разговорной речи в произведениях русских писателей подвергаются эстетизации; они становятся фактом литературного просторечия и в ряде случаев обретают статус средства литературно нормированного употребления (нудный, нытик, семенить).
Художественный мир в произведениях известных писателей становится богаче, рельефнее по мере отражения различных сторон общественнополитической жизни, что находит выражение в характере использования различных групп публицистической лексики.
В художественных текстах оживают слова малоупотребительные (нигилизм, нигилист), иначе воспринимаются слова широкого употребления (земство, земец, земский деятель).
Экспрессивный потенциал литературнохудожественного слова включается в сферу публицистики; такое слово перерастает в эмоциональнооценочную единицу публицистического текста и становится словообразом.
Взаимодействие литературнохудожественного и публицистического слова становится в пореформенное время весьма разносторонним и выразительно значимым. Общелитературные слова в текстах неклассического повествования (произведения А. Белого, В. В. Розанова, Е. М. Замятина, А. М. Ремизова и др.) обретают приметы разговорной речи; подобное восприятие литературного слова стимулируется "устностью", то есть характером организации слов в структуре фразы.